город Иркутск |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А19-19208/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Фокиной Е.А. (доверенность от 24.10.2022, диплом, паспорт), Управления Федерального казначейства по Иркутской области Козлова Д.Г. (доверенность от 10.01.2022, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2022 года по делу N А19-19208/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, далее - УФК по Иркутской области, Управление) о признании недействительным пункта 2 представления N 31-12-79/24-4801 от 15.07.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887; далее - Минстрой России) и Эссер Дина.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы министерство указывает, что постановление Правительства Иркутской области от 18.07.2019 N 556-пп не предусматривает разграничение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не содержит норм о предоставлении социальной выплаты только гражданам Российской Федерации; Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) ставят в равное положение граждан Российской Федерации с иностранными гражданами; Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) прямого исключения из общих правил в части запрета на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения иностранным гражданам не содержит; исходя из установленных Законом N 68-ФЗ полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации они не лишены возможности устанавливать дополнительные меры социальной поддержки пострадавшего населения, в том числе, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами Министерства, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третьи лица представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства и представитель Управления поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования. Согласно подпункту "б" пункта 2 названного Указа Правительству Российской Федерации предписано решить вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 1566-р (редакция от 21.12.2019 N 311-р) в 2019 году Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 14 939 292,9 тысяч рублей в целях предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 916 утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила N 916), подпунктом "а" пункта 3 которых предусмотрено, что трансферт предоставляется на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.
В соответствии с Правилами N 916 постановлением Правительства Иркутской области от 18.07.2019 N 556-пп утвержден Перечень мероприятий по оказанию мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
УФК по Иркутской области на основании приказа от 19.05.2021 N 491 "О назначении внеплановой выездной проверки в отношении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области" в соответствии с решением руководителя Управления от 28.04.2021 проведена проверка предоставления и использования иного межбюджетного трансферта бюджету Иркутской области из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, представленного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 N 1566-р.
В ходе проверки Управление пришло к выводу, что министерство в нарушение статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "л" пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 18 Закона N 68-ФЗ, пункта 9 Правил N 916, подпункта 1 пункта 2 Перечня N 556-пп, неправомерно включило в список граждан и предоставило 30.12.2019 социальную выплату иностранному гражданину Эссер Дине в сумме 2 994 000 рублей на приобретение жилого помещения, в связи с утратой жилого дома в результате наводнения.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.06.2021 и вынесено представление от 15.07.2021 N 31-12-79/24-4801, в пункте 2 которого Управление указало на необходимость устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.12.2021, а именно: обеспечить возврат (возмещение) неправомерно использованных средств федерального бюджета в сумме 2 994 000 рубля.
Несогласие министерства с пунктом 2 представления явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого пункта представления требованиям законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов министерства.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца второго и седьмого пункта 1 статьи 18 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Закона N 68-ФЗ).
В силу статьи 10 Закона N 68-ФЗ, Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно подпунктам "а", "л" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 412-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Пунктом 9 Правил N 916 предусмотрено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
В соответствии со статьей 11 Закона N 68-ФЗ, статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 N 316, Правилами N 916, Правительством Иркутской области принято постановление от 17.07.2019 N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем". Данным постановлением утверждено, в том числе Положение о порядке и условиях предоставления гражданам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение N 556-пп).
Из пунктов 2 и 7 указанного положения следует, что социальная выплата предоставляется однократно в целях приобретения или строительства жилого помещения гражданами, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (пункт 10). С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты гражданин или его представитель вправе были обратиться в срок до 25.12.2020, а в случае признания права на предоставление социальной выплаты по решению суда либо если право социальной выплаты подтверждено на основании повторного обследования жилого помещения - в срок до 01.09.2022 (пункт 11).
Суды установили, что постановлением Администрации городского округа муниципального образования "Город Тулун" от 18.07.2019 N 1645 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тулун, ул. Ипподромная, д. 25, признано непригодным для проживания.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 13.11.2019 серия 38 АА 2991858 гражданка Германии Эссер Дина является наследницей имущества (жилого дома, находящегося по адресу: г. Тулун, ул. Ипподромная, д. 25) Федорова В.И., умершего 06.05.2019.
15.11.2019 Эссер Дина через доверенное лицо обратилась в министерство с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за утраченное жилое помещение, находящееся по адресу: г. Тулун, ул. Ипподромная, д. 25.
Управлением социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району принято решение от 02.12.2019 N 4196 о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, на сумму 2 994 441 рубля Эссер Дине, являющейся гражданкой Германии.
Министерством выдано свидетельство Эссер Дине, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 02.12.2019 N 7068-П, а также по заявлению принято решение от 28.12.2019 N 6044-рм-н о перечислении Эссер Дине социальной выплаты.
Эссер Дина включена в список граждан, утвержденный Губернатором Иркутской области 30.12.2019, по согласованию с ГУ МВД РФ по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области за номером семьи 3391, номером гражданина 9957.
Министерством произведена оплата договора уступки прав требований от 17.12.2019 платежным поручением от 30.12.2019 N 1472386 на сумму 2 994 000 рублей на приобретение жилого помещения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Законом N 115-ФЗ.
Статьей 4 названного закона определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
По мнению министерства, действующее законодательство в период спорных правоотношений не предусматривало ограничения на представление социальной выплаты на приобретение или строительного жилого помещения взамен утраченного жилья для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Данный довод заявителя правомерно был отклонен судебными инстанциями.
Из анализа положений статей 11 и 18 Закона N 68-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) следует, что указанные нормы не предусматривали право иностранных граждан и лиц без гражданства на компенсацию утраченного или поврежденного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Как верно указали суды, в рассматриваемый период действующее законодательство предусматривало право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, только граждан Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными выше положениями, исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном предоставлении социальной выплаты иностранному гражданину Эссер Дине на приобретение жилого помещения, в связи с утратой жилого дома в результате наводнения, и законности оспариваемого пункта представления.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций суд округа не усматривает.
Доводы министерства, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2022 года по делу N А19-19208/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Законом N 115-ФЗ.
...
Из анализа положений статей 11 и 18 Закона N 68-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) следует, что указанные нормы не предусматривали право иностранных граждан и лиц без гражданства на компенсацию утраченного или поврежденного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Как верно указали суды, в рассматриваемый период действующее законодательство предусматривало право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, только граждан Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2023 г. N Ф02-6188/22 по делу N А19-19208/2021
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6188/2022
02.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3235/2022
26.10.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3235/2022
15.08.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19208/2021