город Иркутск |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А19-3018/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представителя Центрального банка Российской Федерации Огородникова В.В. (доверенность от 15.06.2020, паспорт, диплом), посредством системы веб-конференции - конкурсного управляющего Кредитного потребительского кооператива "Байкальский фонд сбережений" Верниковского А.С. (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Кредитного потребительского кооператива "Байкальский фонд сбережений" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2022 года по делу N А19-3018/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный потребительский кооператив "Байкальский фонд сбережений" в лице конкурсного управляющего Верниковского Александра Сергеевича (ОГРН 1103850012452, ИНН 3810315702, далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России, контролирующий орган) N 21-5588/3110-1 от 30.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2022 года, постановление контролирующего органа признано не подлежащим исполнению в части назначенного административного наказания, размер назначенного кооперативу административного штрафа снижен до 250 000 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, кооператив обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение и постановление судов изменить.
Согласно доводов кассационной жалобы, выявленное административное правонарушение неверно квалифицировано контролирующим органом по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); квалифицирующий признак - размер активов кооператива на дату совершения административного правонарушения - 11.08.2021 установлен неверно, на основе отчетности четырехлетней давности (отчеты на 30.06.2017 и 30.09.2017), относящейся периоду времени, предшествующему возбуждению дела о несостоятельности (банкротстве) кооператива; в соответствии с бухгалтерским балансом кооператива по состоянию на 31.12.2020, то есть на дату, предшествующую дате вынесения оспариваемого постановления, размер активов кооператива составил 11 770 000 рублей, в связи с чем выявленное правонарушение подлежало квалификации по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ; на момент совершения административного правонарушения кооператив состоял в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (с 10.09.2016), в связи с чем при назначении последнему административного наказания в соответствии с санкцией части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ должны быть учтены положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ и размер назначенного штрафа не должен превышать 25 000 рублей.
Контролирующий орган в представленном отзыве на кассационную жалобу заявил о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующий в судебном заседании конкурсный управляющий кооператива поддержал заявленные требования, также указал на отсутствие у него сведений о вынесенном контролирующим органом предписании и невозможности его исполнения ввиду отсутствия доступа к личному кабинету кооператива на сайте Банка России, также на необходимость учета данных обстоятельств применительно к статьям 24.1, 24.5, 26.1 КоАП РФ.
Представитель Банка России в судебном заседании поддержал доводы представленного отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Банком России в адрес кооператива было направлено предписание N Т128-99-2/19827 от 26.07.2021 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации и необходимости представления отчета по форме ОКУД 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" согласно Приложению 1 к Указанию Банка России от 02.02.2021 N 5722-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов" (далее - Указание N 5722-У) за полугодие 2021 года в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения предписания.
В соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2019 N 5361-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, не кредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числен личного кабинета" (далее - Указание N 5361-У) предписание контролирующего органа было размещено в личном кабинете кооператива 26.07.2021 и считается полученным последним 27.07.2021, в связи с чем истребованная отчетность подлежала представлению не позднее 10.08.2021.
По результатам мероприятий, проведенных в рамках осуществления контроля за выполнением ранее выданного предписания, контролирующим органом установлено, что на 16.08.2021 отчетность за полугодие 2021 года кооперативом не представлена.
Неисполнение предписания N Т128-99-2/19827 от 26.07.2021 в установленный срок послужило поводом для составления в отношении кооператива протокола об административном правонарушении N ТУ-25-ЮЛ-22-940/1020-1 от 09.02.2022, которым деяния последнего квалифицированы по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела об административном правонарушении 30.09.2021 контролирующим органом вынесено постановление N 21-5588/3110-1, которым кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из доказанности контролирующим органом наличия в деяниях кооператива состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, как и оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, вместе с тем, на основании положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ счел возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 250 000 рублей.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Согласно статье 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России (часть 1); Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России; предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России; при направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке (пункт 8.2 части 2, пункт 6 части 3); кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (часть 4).
В силу статьи 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
Указанием N 5722-У утверждены формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетов, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов и информации о деятельности кредитных потребительских кооперативов.
Из пункта 1 данного Указания следует, что отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива представляется в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа кооператива, в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, определенным на основании части 8 статьи 76.9 Закона N 86-ФЗ.
Согласно пункту 1 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, изложенного в приложении 1 к Указанию N 5722-У, отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива составляется и представляется в Банк России по всем разделам, за исключением разделов V, X и XI, ежеквартально (за первый квартал, полугодие, девять месяцев, год (далее - отчетный период) нарастающим итогом с начала календарного года в срок не позднее 15 рабочих дней по окончании отчетного периода.
Согласно статье 76.9 Закона N 86-ФЗ Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов; личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В силу положений пункта 1.1 Указания N 5361-У некредитные финансовые организации должны представлять в Банк России документы (сведения), в том числе отчетность, запросы и ответы на запросы Банка России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обязанная организация должна получать от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении посредством личного кабинета; документы (сведения) обязанной организации и документы Банка России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью юридического или физического лица, а также по решению обязанной организации, Банка России соответственно зашифрованы с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что предписание Банка России N Т128-99-2/19827 было размещено в личном кабинете кооператива 26.07.2021 и считается полученным 27.07.2021, в связи с чем кооперативу надлежало представить в Банк России истребованный отчет за полугодие 2021 года не позднее 10.08.2021; однако по результатам проверочных мероприятий контролирующим органом установлен факт неисполнения указанного предписания в установленный срок, в связи с чем при совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств настоящего дела пришли к обоснованным выводам о наличии в деянии кооператива состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении, соблюдении контролирующим органом порядка привлечения к административной ответственности; вместе с тем, приняли во внимание статус кооператива (микропредприятие) на момент совершения правонарушения и применили положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно снизили размер назначенного административного штрафа до 250 000 рублей.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы о неверной квалификации выявленного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и необходимости его квалификации по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ с учетом размера активов кооператива на дату совершения административного правонарушения суд округа отмечает следующее.
Частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения.
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 09.12.2020 N 5654- У "Об определении размера активов кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, при превышении которого Банк России осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации" (далее - Указание N 5654-У) Банк России в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ осуществляет надзор за соблюдением кредитным потребительским кооперативом, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований Закона N 190-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России со дня выявления Банком России размера активов кредитного кооператива, превышающего 100 миллионов рублей хотя бы в одном из отчетных периодов, указанных в пункте 2 настоящего Указания, и до дня выявления Банком России уменьшения размера активов кредитного кооператива во всех отчетных периодах, указанных в пункте 2 настоящего Указания, до значения, не превышающего 100 миллионов рублей.
Согласно пункту 2 Указания N 5654-У размер активов кредитного кооператива определяется ежеквартально на основании данных о размере активов кредитного кооператива, содержащихся в отчетах о деятельности кредитного кооператива, представленных в Банк России на основании пункта 8 части 6 статьи 35 Закона N 190-ФЗ за два последних отчетных периода.
При квалификации выявленного административного правонарушения контролирующий орган применил сведения последних по времени представленных кооперативом в Банк России отчетов (по состоянию на 30.06.2017 и 30.09.2017), а также оборотно-сальдовой ведомости за 9 месяцев 2017 года, согласно которых общее число членов кооператива не превышало три тысячи физических и (или) юридических лиц, а размер активов превышал значение, определенное Указанием N 5654-У, и составлял 132 252 000 рублей. Поскольку отчетность за более поздние отчетные периоды (в 2018, 2019, 2020, 2021 годах) в Банк России кооперативом не представлялась, а в силу положений пункта 2 Указания N 5654-У размер активов кредитного кооператива определяется исключительно на основании отчетов, представленных в Банк России, контролирующий орган обоснованно исходил из соответствующих данных, содержащихся в представленной кооперативом надлежащим образом в 2017 году отчетности, и правомерно квалифицировал допущенное нарушение по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Приведенные в судебном заседании доводы заявителя жалобы не принимаются во внимание судом округа, поскольку со стороны кооператива не было предпринято всех зависящих от него надлежащих мер, направленных на соблюдение изложенных требований законодательства; данные доводы указывают лишь на наличие у кооператива внутриорганизационных, не носящих объективный характер, проблем и не опровергают факт совершения вмененного административного правонарушения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2022 года на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ меры по приостановлению исполнения решения суда первой инстанции по настоящему делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07 декабря 2022 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2022 года по делу N А19-3018/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2022 года, установленные определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07 декабря 2022 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При квалификации выявленного административного правонарушения контролирующий орган применил сведения последних по времени представленных кооперативом в Банк России отчетов (по состоянию на 30.06.2017 и 30.09.2017), а также оборотно-сальдовой ведомости за 9 месяцев 2017 года, согласно которых общее число членов кооператива не превышало три тысячи физических и (или) юридических лиц, а размер активов превышал значение, определенное Указанием N 5654-У, и составлял 132 252 000 рублей. Поскольку отчетность за более поздние отчетные периоды (в 2018, 2019, 2020, 2021 годах) в Банк России кооперативом не представлялась, а в силу положений пункта 2 Указания N 5654-У размер активов кредитного кооператива определяется исключительно на основании отчетов, представленных в Банк России, контролирующий орган обоснованно исходил из соответствующих данных, содержащихся в представленной кооперативом надлежащим образом в 2017 году отчетности, и правомерно квалифицировал допущенное нарушение по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 января 2023 г. N Ф02-6445/22 по делу N А19-3018/2022