город Иркутск |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А19-25918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 28.12.2022, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца -администрации муниципального образования города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года по делу N А19-25918/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования города Братска (ОГРН: 1023800841712, ИНН: 3803100833, далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - Минфин, ответчик) о взыскании убытков, понесенных муниципальным образованием города Братска в результате обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению по месту проживания в размере 1 170 418 рублей 34 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, далее - Минсоцразвития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неправомерность отказа в иске, поскольку в силу действующего законодательства приспособление жилого помещения в многоквартирном доме (далее - МКД), к потребностям проживающего в нем инвалида не является расходным обязательством муниципального образования города Братска, а относится к расходным обязательствам субъекта. По его мнению, наличие муниципальной программы не порождает у муниципального образования обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям, а служит лишь правовым инструментом для реализации прав инвалидов.
Минфин в отзыве на кассационную жалобу возразил против ее доводов и заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами, ходатайствовал о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей.
Минсоцразвития отзыв на кассационную жалобу не представило.
Администрация и Минсоцразвития о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель Минфина подтвердил доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков, понесенных муниципальным образованием в результате обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска заключен муниципальный контракт от 24.06.2019 с ООО "Авторезерв" по изготовлению и монтажу пандуса по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ж. р. Центральный, ул. Депутатская, д. ХХ, кв. ХХ в рамках реализации мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к жилым помещениям по месту проживания. Произведена оплата выполненных работ в размере 1 170 418 рублей 34 копеек.
Полагая, что указанные расходы подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Предметом разногласий по данному делу являются обязательства, связанные с осуществлением мероприятий по программе "Доступная среда" и их финансированием.
Суды при рассмотрении дела пришли к выводу об отсутствии у субъекта Российской Федерации обязанности про возмещению расходов муниципального образования по обустройству пандуса в МКД.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отказе в иске в связи со следующим.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе условий для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункта 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 649).
Пунктом 2 Правил N 649 предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
В силу пункта 6 Правил N 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17-20, 22 Правил N 649).
Таким образом, муниципальная комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче главе муниципального образования для принятия решения о включении мероприятий в план работ.
С учетом того, что расходы по установке пандуса предусмотрены в бюджете муниципального образования на соответствующий бюджетный год, и на него в силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложена обязанность по обеспечению для инвалидов условий для беспрепятственного доступа к жилым объектам, оснований для возмещения расходов, понесенных муниципальным образованием за счет бюджетных средств Иркутской области, не имеется.
Учитывая изложенное, доводы заявителя нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года по делу N А19-25918/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17-20, 22 Правил N 649).
...
С учетом того, что расходы по установке пандуса предусмотрены в бюджете муниципального образования на соответствующий бюджетный год, и на него в силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложена обязанность по обеспечению для инвалидов условий для беспрепятственного доступа к жилым объектам, оснований для возмещения расходов, понесенных муниципальным образованием за счет бюджетных средств Иркутской области, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 января 2023 г. N Ф02-6337/22 по делу N А19-25918/2021