город Иркутск |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А19-681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Железняк Е.Г.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска Махняевой В.В. (доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области и муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2022 года по делу N А19-681/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска_ (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523, далее - МУП "Ритуал", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - Минфин, ответчик) о взыскании убытков, возникших в результате погребения умерших, личности которых не установлены за счет казны Иркутской области в размере 65 356 рублей 11 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование город Иркутск в лице администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - Администрация), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, далее - Минсоцразвития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2022 года, иск удовлетворен частично: с Иркутской области в лице Минфина за счет средств казны Иркутской области в пользу МУП "Ритуал" взысканы убытки в размере 40 882 рублей 55 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 635 рублей 15 копеек; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Минфинан и МУП "Ритуал", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Минфин ссылается на неправомерность возложения ответственности на Иркутскую область в лице Минфина, по его мнению, Минфин не является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств субъекта по выплате социального пособия (возмещения стоимости услуг, предоставления субсидий) на погребение умерших является Минсоцразвития.
МУП "Ритуал" выражает несогласие с размером взысканных судами убытков, по его мнению, убытки должны быть взысканы в полном объеме, рассчитанном как произведение тарифов, утверждённых постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 (в редакции от 18.12.2014 N 031-06-1525/14), и количества погребений.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Минфин, Минсоцразвития и Администрация о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель МУП "Ритуал" подтвердил доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
В обоснование иска МУП "Ритуал" ссылается на то, что им, как специализированной службой по вопросам похоронного дела, в период с января 2018 года по январь 2019 года осуществлены погребения 6 невостребованных умерших, личности которых не установлены, на общую сумму 65 356 рублей 11 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований по праву. Проверив расчет суммы иска, суды сочли неправомерным определение размера убытков по тарифам, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14), в связи с чем произвели иной расчет суммы убытков и частично отказали в иске.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость оказанных специализированной службой ритуальных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (справки о смерти, справки о захоронении, разрешения органов внутренних дел о захоронении, акты выполненных работ по погребению умерших (погибших) лиц, личность которых не установлена), суды признали доказанным факт захоронения МУП "Ритуал" с января 2018 года по январь 2019 года 6 умерших невостребованных граждан, личности которых не установлены, в связи с чем пришли к выводу о наличии у субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Минфина обязанности по возмещению спорных расходов.
Оснований для несогласия с выводами судов не имеется.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод Минфина о том, что надлежащим ответчиком по делу является Минсоцразвития, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в рамках данного спора отсутствуют доказательства получения Минсоцразвития из бюджета субъекта необходимой суммы финансов на компенсацию расходов по погребению невостребованных граждан в спорный период времени. При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали убытки в пользу истца с Иркутской области в лице его финансового органа.
Довод МУП "Ритуал" о том, что размер убытков должен определяться как произведение тарифов, утверждённых постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 (в редакции от 18.12.2014 N 031-06-1525/14), и количества погребений, отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованный в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи возмещаются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 названного Закона.
Перечень услуг, предусмотренных статьей 12 Закона о погребении, аналогичен гарантированному перечню услуг, указанных в статье 9 названного Закона.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что стоимость услуг, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, стоимость услуг предприятия определена на основании тарифов, утверждённых постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 в редакции от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 (пункты 7.1, 8.1 Приложения 1). Указанная в приложении стоимость услуг Службой по тарифам Иркутской области не была согласована.
Следовательно, вывод судов об определении стоимости услуг предприятия, предъявленных за период с января 2018 года по январь 2019 года в пределах минимального размера экономически оправданного уровня нормативных затрат, предусмотренного Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" с учетом районного коэффициента при отсутствии нормативно установленной стоимости услуг, является правомерным.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2022 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2022 года по делу N А19-681/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
...
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от наличия либо отсутствия социального страхования умерших."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2023 г. N Ф02-5722/22 по делу N А19-681/2021