город Иркутск |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А33-12693/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голято О.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представителя акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" Василянского О.В. (доверенность N 462 от 30.12.2022, паспорт, диплом), в помещении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа - представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ситниковой Е.В. (доверенность от 02.12.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика -акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года по делу N А33-12693/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ОГРН: 1022402649059, ИНН: 2466021909, далее - АО "В-Сибпромтранс", ответчик) об урегулировании разногласий по договору N 1/72 от 29.05.20201 по пунктам 1, 2, 18, 20 договора и принятии спорных пунктов в редакции перевозчика.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года иск удовлетворен.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года принят отказ ОАО "РЖД" от иска в части требований об урегулировании разногласий по пунктам 18, 20 договора от 29.05.2020 N 1/72 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования АО "В-Сибпромтранс", примыкающих к станции Абакан Красноярской железной дороги; решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года в указанной части отменено, производство по иску об урегулировании разногласий по пунктам 18, 20 договора прекращено; в остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года оставлено без изменения.
АО "В-Сибпромтранс", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с принятой судами редакцией пунктов 1, 2 договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
АО "В-Сибпромтранс" указывает на то, что оно является собственником ж. д. пути N 100а, примыкающего к станции Абакан Красноярской железной дороги стрелочным переводом N 4 парка "Б", а также ж. д. пути N 100, примыкающего к стрелочному переводу N 201. Сведения о правах собственности зарегистрированы в установленном порядке. Принятие пункта 1 в редакции ОАО "РЖД" нарушает вещные права АО "В-Сибпромтранс" на ж. д. путь N 100, который при такой редакции договора оказывается разорванным ж. д. путем N 127 ООО "Стройсервис".
Заявитель указывает на то, что по пункту 2 договора, принятом в редакции истца, произвольно установлена ошибочная граница железнодорожного пути необщего пользования АО "В-Сибпромтранс", что также нарушает его права.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу возразило против ее доводов заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом кассационного обжалования являются судебные акты в части урегулирования разногласий по пунктам 1, 2 договора от 29.05.2020 N 1/72 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования АО "В-Сибпромтранс", примыкающих к станции Абакан Красноярской железной дороги, обслуживаемого локомотивом Владельца железнодорожного пути необщего пользования.
По пункту 1 договора неурегулированному сторонами, перевозчик предлагает изложить его в следующей редакции:
"В соответствии с настоящим Договором осуществляется эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования принадлежащих Владельцу на праве собственности и примыкающих стрелочным переводом N 925 к пути необщего пользования N 127 ООО "Стройсервис" по станции Абакан Красноярский железной дороги филиала ОАО "РЖД".".
Владелец с редакцией, предложенной перевозчиком не согласен, предложил свою редакцию пункта 1 Договора:
"В соответствии с настоящим договором осуществляется эксплуатация пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Абакан Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" стрелочным переводом N 4 парка "Б", локомотивом Владельца.".
По пункту 2 договора неурегулированному сторонами, перевозчик предлагает изложить его в следующей редакции:
"Границей железнодорожных путей необщего пользования Владельца является знак "Граница пути АО "В-Сибпромтранс" установленный на расстоянии 25 метров от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 925 в сторону станции Абакан, с правой стороны по ходу движения на путь необщего пользования на расстоянии 2,5 метра от крайнего рельса.".
Владелец с редакцией, предложенной перевозчиком не согласен, предложил свою редакцию пункта 2 Договора:
"Границей железнодорожного пути необщего пользования является задний стык крестовины стрелочного перевода N 4 парка "Б" станции Абакан.".
Суды согласились с редакцией, предложенной перевозчиком, поскольку редакция ОАО "РЖД" основана на имеющемся зарегистрированном праве собственности. Кроме того, на основании права собственности заключены иные договора на обслуживание железнодорожных путей необщего пользования с иными пользователями услуг перевозчика.
Суд округа считает данные выводы правомерными, основанными на фактических материалах дела в связи со следующим.
Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила) предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Разногласия сторон по спорному договору возникли в части определения местонахождения пути необщего пользования ветвевладельца, а также его границ в условиях договора (пункты 1, 2 договора).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, при осуществлении подачи и уборки вагонов используется железнодорожный путь необщего пользования N 92, протяженностью 299 метров. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, технического паспорта сооружений железнодорожных путей необщего пользования, составленного 14.01.2008, путь N 92 от стрелочного перевода N 4 через стрелочные переводы N 200, N 201 до знака границы пути N 92, установленного на расстоянии 10,8 метров от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 201 в сторону стрелочного перевода N 925, принадлежит "РДЖ" и находится на балансе Абаканской дистанции пути.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что изложения пунктов 1 и 2 договора в редакции истца нарушает его права собственности на путь необщего пользования N 100, являются несостоятельными, поскольку наличие у него права собственности на данный железнодорожный путь не опровергает права собственности истца на путь необщего пользования N 92, зарегистрированный в установленном порядке. Рассматриваемый спор - это не спор о защите права собственности, а об урегулировании разногласий по договору.
Спорные условия не определяют собственника путей необщего пользования, а лишь касаются точек примыкания пути владельца к путям необщего пользования третьих лиц и ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 1.7 Правил на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
В инструкции указывается, в том числе, характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
Как видно из материалов дела, спорные условия соответствуют характеристикам путевого хозяйства, описание которого содержится в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (подписана сторонами 17.09.2004 и 21.03.2005). Доказательств, подтверждающих внесение изменений в указанную инструкцию, материалы дела не содержат.
Интерпретация условий договора заявителем жалобы не свидетельствует о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года по делу N А33-12693/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила) предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
...
В соответствии с пунктом 1.7 Правил на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2023 г. N Ф02-6801/22 по делу N А33-12693/2021