город Иркутск |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А33-5812/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Клепиковой М.А.,
рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автоспецбаза" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2022 года по делу N А33-5812/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автоспецбаза" (ОГРН 1112468067711, ИНН 2466245458, г. Красноярск, далее - АО "Автоспецбаза", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Богучанский межпоселенческий районный дом культуры "Янтарь" (ОГРН 1062420009156, ИНН 2407062903, с. Богучаны Красноярского края, далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту на оказание услуг от 12.01.2021 в размере 90 190 рублей 32 копеек, неустойки в размере 14 590 рублей 88 копеек с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2022 года, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 75 158 рублей 60 копеек задолженности, 14 080 рублей 84 копейки неустойки, 3 528 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
АО "Автоспецбаза" в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, тарифы на 2020-2022 годы для прочих потребителей утверждены с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а указаны без учета НДС, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьёй 105.3 названного Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога; применение НДС 20% к утвержденному тарифу является правомерным. Указывает, что судами не учтен факт принятия министерством тарифной политики Красноярского края приказа от 07.09.2021 N 157-в, которым разъяснено, что тарифы на услугу истца для всех категорий потребителей применяются с учетом НДС.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов с учетом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 964-в установлен единый предельный тариф для потребителей АО "Автоспецбаза" по Северной технологической зоне с 01.01.2021 по 30.06.2021 для прочих потребителей в размере 1 763 рублей 46 копеек.
В период с 01.01.2021 по 30.04.2021 истец оказал учреждению услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определена истцом исходя из объема оказанных услуг и единого предельного тарифа на услуги регионального оператора с учетом ставки НДС в размере 20%.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, АО "Автоспецбаза" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражные суды исходили из неправомерности применения истцом единого тарифа, увеличенного на сумму НДС, обоснованности начисления неустойки на сумму 14 080 рублей 84 копейки.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях указанного подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
В действующей редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 964-в имеется указание, что тарифы истца для всех категорий потребителей применяются с учетом НДС (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не применяется). При этом из содержания приказа от 18.12.2020 N 964-в в редакции, действовавшей в спорный период, с учетом сопоставления размера тарифов в первоначальной редакции и в действующей редакции, а также принимая во внимание данное примечание, не следует, что для АО "Автоспецбаза" устанавливался единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление приняты с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене на основании части 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, в частности, проверка расчета задолженности и размера неустойки, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, рассмотреть спор по существу при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2022 года по делу N А33-5812/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2022 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В действующей редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 964-в имеется указание, что тарифы истца для всех категорий потребителей применяются с учетом НДС (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не применяется). При этом из содержания приказа от 18.12.2020 N 964-в в редакции, действовавшей в спорный период, с учетом сопоставления размера тарифов в первоначальной редакции и в действующей редакции, а также принимая во внимание данное примечание, не следует, что для АО "Автоспецбаза" устанавливался единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
...
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2022 года по делу N А33-5812/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2022 года по тому же делу отменить."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2023 г. N Ф02-6291/22 по делу N А33-5812/2022