город Иркутск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А58-3306/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу N А58-3306/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее - Окружная администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия), Управление) от 25.01.02022 N КУВД-001/2021-433299128/4 об отказе государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Окружная администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 55, 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404" (далее - Постановление N 307), Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статей 7, 34, 36, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представленное для государственной регистрации распоряжение Окружной администрации является актом местного самоуправления, принято уполномоченным органом, следовательно, является основанием для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок; спорный земельный участок в целях разграничения государственной собственности на землю отнесен к собственности городского округа; управление и распоряжение таким земельным участком отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; заявление было подано в целях изменения временного статуса земельного участка и недопущения исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН); отказ в государственной регистрации нарушает реализацию права собственности на земельный участок.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 января 2023 года до 19 января 2023 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в адрес глав муниципальных образований о необходимости проведения мероприятий по регистрации прав на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом N 131-ФЗ Глава Окружной администрации издал распоряжение от 13.10.2021 N 1935р о принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск", в том числе земельного участка с кадастровым номером 14:35:106004:3444, общей площадью 167 648 кв. м, расположенного по адресу: г. Якутск, с Тулагино, остров Хара-Сирэй, с видом разрешенного использования для сенокошения с кадастровой стоимостью 68 735 рублей 68 копеек. Данным распоряжением земельный участок принят в муниципальную собственность.
Окружная администрация обратилась в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный участок.
25.10.2021 государственная регистрация права была приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного участка органу местного самоуправления.
В связи с неустранением в установленный срок оснований для приостановления государственной регистрации права в государственной регистрации права отказано (уведомление от 25.01.2022 N КУВД-001/2021-43299128/4).
Окружная администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю установлены статьёй 55 Закона N 218-ФЗ, согласно которой в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 55 Закона N 218-ФЗ Постановлением N 307 определен Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
К таким документам относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка. (пункт 1).
Из материалов дела следует, что Окружной администрацией на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 4:35:106004:3444 в качестве документа - основания представлено распоряжение Окружной администрации от 13.10.2021 N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" земельных участков".
Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что регистрирующий орган верно не признал упомянутое распоряжение документом - основанием для регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок при разграничении собственности на землю.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (часть 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З N 673-IV (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.12.2010 З N 674-IV) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Однако, как правильно указали суды, названная норма не устанавливает право муниципального образования принимать решение о приобретении им права собственности, а лишь наделяет его полномочиями по распоряжению указанной категорией земельных участков (предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 22 Обзора судебной практики N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020) в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок в целях разграничения государственной собственности на землю правомерно отнесен к муниципальной собственности, не может быть принят как несостоятельный в правовом отношении.
По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 данного Закона основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них права собственности на данные земельные участки.
Судами установлено, что сведения о зарегистрированном праве на данный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, в связи с чем спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации права собственности городского округа "Город Якутск" на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу N А58-3306/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 данного Закона основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них права собственности на данные земельные участки.
Судами установлено, что сведения о зарегистрированном праве на данный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, в связи с чем спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2023 г. N Ф02-6510/22 по делу N А58-3306/2022