город Иркутск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А19-24478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебном заседании представителя местной религиозной организации православный Приход храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Савкина В.Н. (доверенность от 01.12.2021, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании), представителя администрации города Иркутска Джаман А.Д. (доверенность от 19.12.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2022 года по делу N А19-24478/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
местная религиозная организация православный Приход храма Успения Божией Матери г. Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ОГРН 1023800007285, ИНН 3810026235, г. Иркутск, далее также - религиозная организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к администрации города Иркутска (далее также - администрация) о признании незаконным отказа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее также - комитет) от 11.06.2021 N 505-70-1855/21 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Университетский, на праве безвозмездного срочного пользования на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года, заявление удовлетворено. Судом признано незаконным оспариваемое решение, на комитет возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов религиозной организации путем повторного рассмотрения ее заявления от 13.05.2021 N 503-51-1305/21.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, в удовлетворении заявления отказать.
В кассационной жалобе администрация заявляет о незаконности сделанных судами выводов без учета нахождения спорного земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, полагает, что выводы судов основаны исключительно на устной информации представителя заявителя и на личных убеждениях.
Заявитель указывает, что приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 N 421-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск, в которой расположен спорный земельный участок. Вывод судов о том, что седьмая подзона в отношении спорного земельного участка не установлена является неверным, считает заявитель жалобы, не соответствует Правилам установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее также - Правила N 222).
В подтверждение своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы ссылается на информационное письмо департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, а также на сведения выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2021 N КУВИ-002/2021-60888574 в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164.
В судебном заседании представитель комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель религиозной организации с доводами кассационной жалобы не согласился, сославшись на их необоснованность.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения арбитражным судом и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.05.2021 религиозная организация обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:23164, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Университетский на праве безвозмездного пользования на 10 лет для религиозного использования - строительства здания религиозного назначения.
Администрация своим решением, оформленным письмом комитета от 11.06.2021 N 505-70-1855/21, отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование, сославшись на пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 14.1 статьи 41 главы 8 раздела II административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21.06.2016 N 031-06-578/6. В обоснование оспариваемого отказа администрация со ссылкой на выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24.05.2021 указала, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий (на приаэродромной территории).
Полагая, что указанным отказом нарушаются ее права и законные интересы, религиозная организация обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемый отказ незаконным, руководствовался положениями статей 39.2, 39.10, 39.16, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что расположение земельного участка в приаэродромной территории не исключает возможность его использования для размещения религиозных объектов с учетом предъявляемых к ним требованиям. Суд также признал недоказанным администрацией тот факт, что планируемый к размещению религиозный объект может угрожать безопасности полетов воздушных судов.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, при этом указал на отсутствие доказательств расположения спорного земельного участка в границах седьмой подзоны приаэродромной территории.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
Из пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении этого участка.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления ограничений использования земельных участков путем установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе приаэродромной территории (пункт 8).
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон (пункт 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации). В частности, в силу подпунктом 3 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в третьей подзоне запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории; подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации определяется седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами (в редакции, действовавшей в период обращения религиозной организации с заявлением в администрацию 13.05.2021).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту "в" пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.
Приказом Росавиации от 29.05.2019 N 421-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск" утверждена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск.
Согласно части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Заявляя о том, что испрашиваемый религиозной организацией земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, в отношении которой законом установлены соответствующие ограничения, заявитель жалобы ссылается на информационное письмо департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, из которого, по утверждению заявителя жалобы, следует, что земельный участок расположен в границах 3, 6, 7 подзон приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск, а также на представленную в дело выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2021 в отношении спорного земельного участка.
Между тем, указанный довод заявителя является не обоснованным и подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку информационное письмо департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска в материалах дела отсутствует.
Частью 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Из содержания выписки из ЕГРН от 24.05.2021 следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164 полностью расположен в границах с особыми условиями использования территорий, установленной на основании Приказа Росавиации от 29.05.2019 N 421-П.
Вместе с тем указанная выписка не содержит сведений о том, что спорный земельный участок расположен в границах 7 подзоны приаэродромной территории. Данный документ свидетельствует о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий (приаэродромной территории) и содержит указание на то, что на приаэродромной территории выделяются семь подзон. Сведения о том, в какой конкретно из семи подзон расположен спорный земельный участок в выписке отсутствуют.
Таким образом, апелляционный суд верно отметил, что доказательств вхождения земельного участка в седьмую подзону приаэродромной территории в материалы дела не представлено. С учетом изложенного, подлежат отклонению как необоснованный довод кассационной жалобы, согласно которому препятствием к предоставлению спорного земельного участка заявителю является то обстоятельство, что в границах седьмой подзоны не допускается размещение объектов, предполагающих постоянное пребывание граждан.
Довод кассационной жалобы о невозможности предоставления земельного участка в целях осуществления на нем строительства в связи с нахождением участка в третьей подзоне приаэродромной территории, запрещающей размещение объектов, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, подлежит отклонению, поскольку вопрос о возможности расположения планируемого к строительству религиозной организацией объекта в границах третьей подзоны зоны с особыми условиями использования территорий может быть разрешен при получении разрешения на строительство этого объекта.
Доводов о наличии препятствий в предоставлении спорного земельного участка заявителю в связи с нахождением его в шестой подзоне приаэродромной территории кассационная жалоба не содержит, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена судом в пределах изложенных заявителем оснований.
При таких обстоятельствах у администрации не имелось законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем выводы судов о незаконности оспариваемого отказа являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы отклоняются судом округа в полном объеме, поскольку по существу сводятся к несогласию заявителя жалобы с установленными судами обстоятельствами и основаны на неверном толковании норм материального права. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2022 года по делу N А19-24478/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания выписки из ЕГРН от 24.05.2021 следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:23164 полностью расположен в границах с особыми условиями использования территорий, установленной на основании Приказа Росавиации от 29.05.2019 N 421-П.
...
Доводов о наличии препятствий в предоставлении спорного земельного участка заявителю в связи с нахождением его в шестой подзоне приаэродромной территории кассационная жалоба не содержит, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена судом в пределах изложенных заявителем оснований.
При таких обстоятельствах у администрации не имелось законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем выводы судов о незаконности оспариваемого отказа являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2023 г. N Ф02-6799/22 по делу N А19-24478/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3345/2024
21.05.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5320/2022
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6799/2022
10.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5320/2022
05.09.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24478/2021