город Иркутск |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А10-6417/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Яцкевич Ю.С.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителя администрации сельского поселения "Верхнеталецкое" Ринчиновой Н.Д. (доверенность от 26.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения "Верхнеталецкое" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2022 года по делу N А10-6417/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация сельского поселения "Верхнеталецкое" (ОГРН 1050302504790, ИНН 0321004166, с. Верхние Тальцы Хоринского района Республики Бурятия, далее также - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, г. Улан-Удэ) об установлении границ земельного участка, занятого кладбищем, площадью 1 645 кв.м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Заиграевское лесничество, Додогольское участковое лесничество, квартал N 101, часть выдела N 9, и земельного участка, занятого захоронениями, площадью 4 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Заиграевское лесничество, Додогольское участковое лесничество, квартал N 92, часть выделов N 11, N 12, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:06:000000:492 в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации с сохранением исходного земельного участка в измененных границах и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с указанными в иске геодезическими данными и установлением таким участкам категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вида разрешенного использования - ритуальная деятельность, а также о признании права муниципальной собственности на указанные земельные участки.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика Республиканское агентство лесного хозяйства на надлежащего - Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298 ИНН 7705598840, г. Москва, далее также - агентство, ответчик).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия и Республиканское агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе администрация сослалась на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных требований. В частности, администрация выразила несогласие с выводами судов о необходимости передачи спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку, по ее мнению, это возможно только после осуществления раздела исходного земельного участка и получения в отношении образованных из него участков выписок из ЕГРН. Кроме того, администрация также сослалась на непривлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Республики Бурятия, а также на нерассмотрение судами ее требования об установлении границ земельных участков, занятыми кладбищами.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 04 октября 2022 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12 января 2023 года судом был объявлен перерыв до 19 января 2023 года, информация о чем размещена в указанном выше порядке.
После окончания перерыва 19 января 2023 года судебное заседание продолжено.
Представитель истца поддержал ранее изложенные доводы.
Ответчик явку своих представителей в заседание вновь не обеспечил, в представленном отзыве указал на несостоятельность доводов истца, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третьи лица представителей в заседание вновь не направили.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на территории муниципального образования - сельское поселение "Верхнеталецкое" Хоринского района Республики Бурятия вблизи населенного пункта улус Додо-Гол на земельном участке с кадастровым номером 03:06:000000:492 расположены два кладбища.
Указанный земельный участок имеет категорию земель "земли лесного фонда" и находится в собственности Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на этот участок зарегистрировано 26.03.2008.
Вступившим в законную силу решением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 30 октября 2017 года по делу N 2а-407/17 по иску прокурора Хоринского района Республики Бурятия на администрацию возложена обязанность в срок до 01.06.2018 установить границы земельных участков, занятых кладбищами улуса Додо-Гол Хоринского района Республики Бурятия, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет и зарегистрировать на них право собственности.
Во исполнение указанного решения районного суда администрация разработала схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с установлением координат их поворотных точек и площади, которая составила 1 654 кв.м и 4 000 кв.м соответственно.
По результатам обращения администрации в Республиканское агентство лесного хозяйства о согласовании границ земельных участков для проведения соответствующих кадастровых работ (письмо от 05.04.2021 N 183) агентство сообщило, что испрашиваемые земельные участки площадью 1 654 кв.м и 4 000 кв.м имеют пересечение с землями лесного фонда (письмо от 21.05.2021 N исх-21-02441).
Ссылаясь на то, что кладбища располагаются на землях лесного фонда, которые в силу закона отнесены к федеральной собственности, и на необходимость оформления (признания) на земельные участки под этими кладбищами права муниципальной собственности и установления их границ, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 12, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 11.2, 11.4, 16, 19, 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4, 15, 16, 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и, установив, что спорные земельные участки являются собственностью Российской Федерации и не могут быть признаны в порядке разграничения земель муниципальной собственностью, пришел к выводу о необоснованности требований истца. При этом суд исходил из необходимости обращения администрации с заявлением о передаче соответствующих земельных участков, являющихся федеральной собственностью, в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, и с заявлением о переводе земельных участков в составе земель лесного фонда из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру допущенного нарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В пункте 59 этого постановления указано, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 упомянутой статьи при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При этом при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разделе земельного участка на несколько самостоятельных земельных участков вещные права, которыми обладали лица в отношении разделенного земельного участка, сохраняются за этими лицами в отношении вновь образованных земельных участков.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание указанные нормы права, установив, что земельный участок с кадастровым номером 03:06:000000:492 с категорией земель "земли лесного фонда" является собственностью Российской Федерации, при этом испрашиваемые администрацией земельные участки площадью 4 000 кв.м и 1 654 кв.м полностью расположены на лесных участках Додогольского участкового лесничества Заиграевского лесничества Республики Бурятия, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что указанные участки являются собственностью Российской Федерации. В этой связи суды обоснованно указали на отсутствие у администрации в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права требовать раздела земельного участка с кадастровым номером 03:06:000000:492.
Предъявляя требования о признании права собственности, администрация ссылалась на то, что на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, занятые кладбищами, находятся в муниципальной собственности и право на данные участки является разграниченным в силу закона.
Рассмотрев указанные доводы администрации, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно признали их несостоятельными.
В частности, в статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации определены земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, к которым, в частности, относятся участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В пункте 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Об осуществлении организации похоронного дела органами местного самоуправления также указано в пункте 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее также - Закон о погребении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Закона о погребении, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. Федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации, тогда как остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Руководствуясь указанными выше нормами права, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о том, что они предусматривают лишь разграничение полномочий органов публичной власти в области организации похоронного дела, при этом ни положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни положения Закона о погребении не содержат прямого указания на то, что земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, подлежат отнесению в силу закона к муниципальной собственности.
Суды также правомерно указали, что в настоящем случае передача испрашиваемых земельных участков, необходимых для реализации полномочий, находящихся в ведении органов местного самоуправления, из федеральной собственности в муниципальную должна производиться в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация с заявлением о передаче ей соответствующих земельных участков в порядке, предусмотренном этой нормой, не обращалась.
При этом, вопреки доводам администрации, отсутствие постановки на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков и, соответственно, выписки из ЕГРН в отношении этих участков не может являться препятствием для их передачи из федеральной собственности в муниципальную в соответствии с порядком, предусмотренным частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, поскольку в целях соблюдения этого порядка администрация может предоставить в уполномоченный орган выписку на исходный земельный участок с кадастровым номером 03:06:000000:492 и подготовленные ею схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Рассмотрев требование администрации о переводе земельных участков, занятых кладбищами, из категории земель "земли лесного фонда" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", суды со ссылкой на главу 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку такой перевод производится в установленном законом административном порядке, тогда как администрация не представила в материалы дела доказательства обращения в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение ходатайства о переводе земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, с соответствующим ходатайством.
При таких обстоятельствах с учетом изложенного выше суды пришли к выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска администрации и, как следствие, обоснованно отказали в его удовлетворении.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы администрации о том, что суды необоснованно не привлекли к участию в настоящем деле прокуратуру Республики Бурятия, являются несостоятельными, так как оснований для привлечения прокуратуры у суда первой инстанции не имелось, поскольку обжалуемые судебные акты не влияют на права и обязанности последней по отношению к одной из сторон. Состав лиц, участвующих в деле, определен судами правильно.
В целом доводы, изложенные истцом в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с указанными выше обстоятельствами, признанными судом первой инстанции и апелляционным судом установленными, и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Между тем, как указано выше, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2022 года по делу N А10-6417/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрев требование администрации о переводе земельных участков, занятых кладбищами, из категории земель "земли лесного фонда" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", суды со ссылкой на главу 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку такой перевод производится в установленном законом административном порядке, тогда как администрация не представила в материалы дела доказательства обращения в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение ходатайства о переводе земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, с соответствующим ходатайством."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 января 2023 г. N Ф02-5333/22 по делу N А10-6417/2021