город Иркутск |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А78-3678/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Соколовой Л.М., рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2022 года по делу N А78-3678/2022 Арбитражного суда Забайкальского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (ОГРН 1027402166835, ИНН 7414003633) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании 451 231 рубля 80 копеек пени за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года названное решение отменено в части взыскания пени за просрочку груза по железнодорожной накладной N ЭА475087 (вагон 555864884) Принято новое решение об отказе в удовлетворении требования в части взыскания 20 491 рублей 56 копеек пени. В остальной части решение оставлено без изменения, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым постановлением, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его изменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельства спора и представленным доказательствам.
Заявитель указал на отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки груза, наличие оснований для увеличения сроков доставки груза в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, а также выявленными в пути следования техническими неисправности вагонов; несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства; неправомерность отказа в переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец отзыв на кассационную жалобу не представил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Предметом спора является требование о привлечении перевозчика к ответственности за нарушение сроков доставки груза.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
За просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 97 Устава.
Возражая против предъявленного иска о применении ответственности за нарушение сроков доставки грузов, ответчик указывает на то, что по железнодорожным накладным N ЭБ146150 (вагон N 56890791) и ЭЖ929483 (вагон N 53494365) причиной увеличения срока доставки груза явилась коммерческая неисправность вагонов, возникшая по вине грузоотправителя.
Из материалов дела видно, что 06.08.2021 в пути следования по прибытии на станцию Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги при прохождении через автоматизированную систему коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО-ПВ) обнаружена коммерческая неисправность вагона N 56890791, следовавшего по накладной N ЭБ146150, а именно: смещение всей погрузки на восток на 150 мм с упором о торцевую стену полувагона слева в обоих штабелях верхние листы развернуты по диагонали на 15%, с упором на боковую стену полувагона.
11.11.2021 в пути следования по прибытии на станцию Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги при прохождении через систему АСКО-ПВ обнаружена коммерческая неисправность вагона N 53494365, следовавшего по накладной N ЭЖ929483, а именно: сдвиг отдельных единиц на 350 мм распорной рамы, с запада сдвиг груза на восток на 350 мм.
Вагоны угрожали безопасности движения и были оцеплены для устранения коммерческих неисправностей, зафиксированных: по вагону N 56890791 - в актах общей формы от 06.08.2021 N 2/45417, от 10.08.2021 N 2/46328, от 21.08.2021 N 1/2094, от 06.08.2021 N 1113, от 10.08.2021 N 1164, книге регистрации коммерческих неисправностей вагонов от 06.08.2021 N ГУ-98ВЦ, выписке из книги учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115 (листы дела 68-69); по вагону N 53494365 - в актах общей формы от 11.11.2021 N 92000-1-Ч/3153, от 12.11.2021 N 1641, от 15.11.2021 N 1655, от 11.11.2021 N 2/64448, от 15.11.2021 N 2/65353, от 25.11.2021 N 2913, книге регистрации коммерческих неисправностей вагонов от 11.11.2021 N ГУ-98ВЦ (листы дела 70-71).
Из указанных документов следует, что имела место коммерческая неисправность, за которую отвечает грузоотправитель.
Отклоняя доводы ответчика в этой части, суды исходили из того, что увеличение сроков доставки грузов вызвано необходимостью устранения технической и коммерческой неисправности вагонов и является зоной ответственности перевозчика, поскольку данные обстоятельства возникли в пути следования.
Между тем судами не учтено следующее.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено следующее: при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6.2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
В статье 18 Устава указано, что грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Из анализа статьи 20 Устава следует, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими.
В соответствии со статьей 24 Устава необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов, грузобагажа оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления, в том числе решетки для животных, щиты, вагонные печи, предоставляются грузоотправителями (отправителями). Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка.
Следовательно, для возложения на перевозчика ответственности за просрочку доставки груза по накладным N ЭБ146150 и ЭЖ929483 необходимо включить в предмет судебного исследования вопросы, связанные с наличием (отсутствием) оснований для увеличения срока доставки груза в пути следования с учетом характера коммерческой неисправности и причин ее возникновения (по вине перевозчика либо грузоотправителя).
Из сведений, содержащихся в спорных накладных, следует, что груз погружен и закреплен грузоотправителем согласно МТУ-80-007-23.06.16 сх 03.216.02СХ, МТУ-80-00-007-23.06.16 сх 03.216.01СХ; вагоны не принадлежат перевозчику; грузоотправитель или организация, производящая погрузку и крепление груза, несет ответственность за несоблюдение технических условий погрузки и крепления груза (раздел железнодорожных накладных "Сведения о грузе"). Грузоотправитель в данных случаях использует свои средства для фиксации груза.
Поскольку выводы судов о возложении на перевозчика ответственности за нарушение сроков доставки грузов по накладным N ЭБ146150 и ЭЖ929483 сделаны с нарушением норм материального права и, как следствие, при неполном определении круга обстоятельств, имеющих значения для рассматриваемого спора, судебные акты первой и апелляционной инстанции в части удовлетворения иска по накладным N ЭБ146150 и ЭЖ929483 и распределении расходов по уплате государственной пошлины подлежат отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду первой инстанции учесть изложенное и рассмотреть исковые требования с применением норм материального права, подлежащих применению к рассмотрению спора, в том числе, статей 18, 20, 21, 24 Устава, пункта 6.2 Правил N 245, Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станция, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2019 N 3116/рх, дать оценку представленным в материалы дела доказательствам с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и по результатам оценки принять законное и обоснованное решение, а также распределить расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июня 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2022 года по делу N А78-3678/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства в части взыскания пени по накладным N ЭБ146150 и ЭЖ929483 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 18 Устава указано, что грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Из анализа статьи 20 Устава следует, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими.
В соответствии со статьей 24 Устава необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов, грузобагажа оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления, в том числе решетки для животных, щиты, вагонные печи, предоставляются грузоотправителями (отправителями). Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2023 г. N Ф02-6436/22 по делу N А78-3678/2022