город Иркутск |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А78-5725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю Клещёвой А.С. (доверенность от 09.01.2023 N 7, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года по делу N А78-5725/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Забайкальского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 25.03.2021 по делу N 075/01/16-376/2020 в части признания Министерства образования и науки Забайкальского края нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Дело рассмотрено с участием Прокуратуры Газимуро-Заводского района Забайкальского края (далее - Прокуратура).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Звезда" (ИНН 7504001790, ОГРН 1027500743720), индивидуальный предприниматель Маргарян Лёва Шаваршович (ИНН 750400043264, ОГРНИП 3117514336200017, далее - предприниматель Маргарян Л.Ш., Предприниматель), администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район" (далее - Администрация района), Правительство Забайкальского края, администрация сельского поселения "Газимуро-Заводское", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - УМВД по забайкальскому краю).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в его действиях отсутствует нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции; Министерство выполняет лишь функции главного распорядителя бюджетных средств в рамках заключенного соглашения о предоставлении субсидии, осуществляет контроль за исполнением условий предоставления субсидий, проверку целевого их расходования и мониторинг показателей достижения результативности и не полномочно осуществлять контроль за соблюдением конкурсных процедур; муниципальное образование самостоятельно выбирает способ создания дополнительных мест и заключает договоры, Министерство не правомочно вмешиваться в договорные отношения; у Министерства отсутствуют обязанности, полномочия в части строительства, осуществления строительного надзора, земельных правоотношений, а также контроля за исполнением антимонопольного законодательства в сфере строительства, земельных правоотношений, конкурсных процедур при осуществлении торгов; Министерство не является стороной и субъектом указанных правоотношений, оно не должно было контролировать исполнение муниципального контракта, правильность оформления земельных правоотношений и не давало устных или письменных указаний Администрации по предоставлению спорного земельного участка; письма Министерства, адресованные главам всех муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, не содержали сведений, указаний, а также призывов к нарушению указанными лицами антимонопольного законодательства, в том числе к нарушению конкурентных процедур; данные письма были направлены с целью установления фактов достижения показателей результативности, которые заключались в создании дополнительных мест для детей, а также получения отчета о целевом расходовании денежных средств именно на создание дополнительных мест для детей в объеме, предусмотренном Соглашением; нецелевого расходования бюджетных средств, недостижение показателей результативности не допущено.
В отзыве на кассационную жалобу Забайкальское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Министерство и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 24 января 2023 года до 26 января 2023 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представитель Забайкальского УФАС России в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, указала на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.04.2020 в Забайкальское УФАС России от Прокуратуры Газимуро-Заводского района поступили материалы проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство здания детского сада в с. Газимурский Завод в рамках реализации национального проекта.
Антимонопольным органом установлено, что постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 N 225 утверждена государственная программа Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы".
05.04.2019 в Администрацию района поступило заявление от предпринимателя Маргаряна Л.Ш. о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064.
Между Администрацией района и Маргаряном Л.Ш. заключен договор от 08.04.2019 N 37 аренды земельного участка, на основании которого предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв. м, расположенный по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Газимурский Завод, ул. Журавлева, 11ж (в последующем адрес изменен на ул. Фабричная, 11ж), для строительства детского сада. Срок действия договора - 2 года (до 08 апреля 2021 года). 17.05.2019 договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Впоследствии между Министерством и Администрацией района подписано соглашение от 31.07.2019 N 76610000-1-2019-003 о предоставлении из бюджета Забайкальского края в 2019-2021 годах бюджету муниципального района "Газимуро-Заводский район" субсидий в размере 30 500 000 рублей на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.
01.10.2019 в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) поступило заявление ООО "Звезда" о признании объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта (Детский сад) соответствующим критериям, установленным Законом Забайкальского края от 30.06.2015 N 1194-ЗЗК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, муниципальной собственности, и земельных участков на территории Забайкальского края, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без торгов" (далее - Закон N 1194-ЗЗК) в целях предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв. м, по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 11ж.
Министерством выдано заключение о соответствии названного объекта критериям, установленным Законом N 1194-ЗЗК.
После разъяснений Департамента между Администрацией района и Маргаряном Л.Ш. заключено соглашение от 07.10.2019 о расторжении договора аренды земельного участка от 08.04.2019 N 37.
Распоряжением Губернатора Забайкальского края от 14.10.2019 N 506-р объект "Строительство здания для детей от 1,5 до 3-х лет в составе МДОУ "Газимуро-Заводский детский сад" на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв. м, по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 11ж, признан соответствующим критериям отнесения его к объекту социально-культурного и коммунально-бытового значения, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона N 1194-ЗЗК.
Администрации района поручено заключить с ООО "Звезда" договор аренды земельного участка без торгов в целях размещения объекта в порядке, установленном действующим законодательством.
14.10.2019 между Администрацией района и ООО "Звезда" заключен договор N 92 аренды земельного участка, в соответствии с которым Обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв. м, местоположение: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 11ж, с видом разрешенного использования "для строительства детского сада". Срок действия договора по 14.09.2020.
Дополнительным соглашением от 07.11.2019 к указанному договору аренды скорректированы сроки исполнения договора - по 01.11.2020 включительно.
29.10.2019 между ООО "Звезда" и Маргаряном Л.Ш. по согласованию с Администрацией района заключен договор переуступки права аренды земельного участка.
22.11.2019 Администрация района выдала Предпринимателю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 92-506303-02-2019.
03.12.2019 уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0891200000619013476 о проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятии по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования для нужд администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район".
В связи с отсутствием заявок аукцион признан несостоявшимся.
На основании положений пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 23.12.2019 между Администрацией района (заказчик) и Маргаряном Л.Ш. (продавец) заключен муниципальный контракт N 2/12-2019 (ИКЗ: 1937504000549750401001005500016810414) на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования для размещения детской образовательной организации общего типа, расположенного по адресу:
ул. Фабричная, дом 11ж, с. Газимурский Завод, Газимуро-Заводского района, Забайкальского края.
По передаточному акту от 23.12.2019 предприниматель передал в муниципальную собственность нежилое здание, общей площадью 392,6 кв. м, расположенное по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 11ж.
Приказом от 26.06.2020 N 83 в отношении Администрации района, ООО "Звезда" и предпринимателя Маргаряна Л.Ш. возбуждено дело N 075/01/16-376/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о конкуренции.
По результатам рассмотрения дела Управление пришло к выводу о том, что приобретенный по муниципальному контракту объект фактически был построен по заказу и под контролем заинтересованных лиц Администрации. Изложенная совокупность и хронология действий подтверждает, что Администрация района, ООО "Звезда" и предприниматель Маргарян Л.Ш., а также Министерство заведомо знали о последовательных действиях друг друга, которые заранее были спланированы и направлены на приобретение Администрацией района рассматриваемого объекта недвижимости в обход проведения закупочных процедур на выполнение работ по строительству объекта.
Решением Забайкальского УФАС России от 07.04.2021 по делу N 075/01/16-376/2020 Администрация района, ООО "Звезда", предприниматель Маргарян Л.Ш., Министерство признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (пункт 1). Предписание об устранении допущенных нарушений решено не выдавать (пункт 2).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что ненормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Для признания органа государственной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления (органов, осуществляющих их функции) и хозяйствующего субъекта (организации) лицами, нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения (в письменной или устной форме) либо совершения согласованных действий, которые не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения. При этом для признания действий согласованными необходима определённая статьёй 8 Закона о защите конкуренции совокупность условий.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10, от 11.03.2014 N 16034/13).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что совокупность действий по заключению Администрацией 23.12.2019 с предпринимателем Маргаряном Л.Ш. муниципального контракта N 2/12-2019 на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, заключению договора от 08.04.2019 N 37 аренды земельного участка между Администрацией района и Маргаряном Л.Ш., сдача в аренду земельного участка, на котором возведен объект недвижимого имущества, физическому лицу Маргаряну Л.Ш., являющемуся директором юридического лица (ООО "Звезда", которому в аренду без торгов предоставлен земельный участок для строительства объекта социально-культурного назначения), и с которым заключен муниципальный контракт N 2/12-2019 на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества; заключение договора переуступки права аренды земельного участка между ООО "Звезда" и предпринимателем Маргаряном Л.Ш. при отсутствии конкурсных процедур по отбору подрядчика для работ по строительству конкретного объекта и приобретение впоследствии по рассматриваемому муниципальному контракту этого самого объекта - нежилого здания в составе МБДОУ "Газ-Заводский детский сад", при условии, что в соответствии с разрешением на строительство и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию строительство осуществлено в срок чуть более одного месяца; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при незавершенных на объекте работах; заключение дополнительного соглашения между Министерством и Администрацией от 24.12.2019 к соглашению о предоставлении субсидий уже после заключения муниципального контракта и изменение Министерством направления инвестирования со "строительство" на "приобретение" с предварительным курированием деятельности Администрации района свидетельствует о наличии соглашения, целью которого явилось предоставление ООО "Звезда" и Предпринимателю необоснованных и незаконных преимуществ, при которых последнее поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по строительству нежилого здания для обеспечения муниципальных нужд в сравнение с иными хозяйствующими субъектами, имеющаяся хронология действий обусловлена интересом каждого из участников указанного соглашения.
Доводы Министерства об отсутствии в его действиях нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции были предметом рассмотрения судами двух инстанций и отклонены обоснованно и мотивированно, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Судами установлено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках программы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 N 225; знало, каким образом осуществляется реализация положений указанной программы на территории Газимуро-Заводского района Забайкальского края.
Материалами дела подтверждается, что в 2018 году Администрация района на запрос Министерства сообщила о планируемых на период 2019-2020 годы мероприятиях, указав в приложенной форме объект - МБДОУ "Газимуро-Заводский детский сад", Газимурский Завод, ул. Фабричная, 12; механизм создания мест - выкуп, год начала реализации мероприятия - 2019; срок окончания реализации мероприятия - 2020 год.
Из письма Министерства от 25.04.2019 N 4838, адресованного Директору федерального государственного бюджетного учреждения Дирекция "Школа-2025", следует, что планируется мероприятие по созданию объекта - "МБДОУ Газ-Заводский детский сад", Забайкальский край, ГазимуроЗаводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 12"; механизм создания мест - "Выкуп".
Соглашением от 31.07.2019 N 76610000-1-2019-003, заключенным между Министерством и Администрацией района, предусмотрено предоставление субсидии на строительство объекта капитального строительства" - МБДОУ "Газ-Заводский детский сад" (приложение N 2 к соглашению).
В октябре 2019 года Министерство выдало заключение о соответствии объекта критериям, установленным Законом N 1194-ЗЗК в целях предоставления земельного участка в аренду без торгов.
Таким образом, Министерство и иные лица были осведомлены о том, что перед выкупом объекта планируется его строительство, которое будет осуществляться конкретными заранее избранными лицами - ООО "Звезда" и предпринимателем Маргаряном Л.Ш.(одновременно директором ООО "Звезда").
23.12.2019 между Администрацией района (заказчик) и Маргаряном Л.Ш. (продавец) заключен муниципальный контракт N 2/12-2019 на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования для размещения детской образовательной организации общего типа, расположенного по адресу: ул. Фабричная, дом 11ж, с. Газимурский Завод, Газимуро-Заводского района, Забайкальского края.
24.12.2019 после заключения муниципального контракта между Министерством и Администрацией района заключено дополнительное соглашение N 76610000-1-2019-003/1 к Соглашению N 76610000-1-2019-003, согласно которому в приложения NN 1 и 2 Соглашения внесены изменения: в графе "Тип результат регионального проекта" "Отчет" заменен на "Строительство" (приложение N 1); в графе "Направление инвестирования" "Строительство" заменено на "Приобретение". То есть денежные средства изначально направлялись на строительство, однако результатом всех действий явилось приобретение объекта.
Как установили суды двух инстанций, именно Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляло подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках национального проекта "Демография", в частности, контроль за действиями Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" в рамках реализации данного проекта.
Обстоятельства установлены антимонопольным органом при конкурентном рынке, (в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рынке строительства зданий (пристроек) для дошкольного образования на территории городского поселения "Газимуро-Заводское" за 2019 год, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства), что, как верно отметили суды, свидетельствует о возможности влияния на конкуренцию и ее устранение при наличии согласованных действий Администрации района, ООО "Звезда", Маргаряна Л.Ш. и Министерства.
Суды признали доказанным Забайкальским УФАС России, что антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что путем согласованных последовательных действий участников антиконкурентного соглашения в виде согласования и реализации схемы строительства здания (пристройки) детского сада посредством предоставления Предпринимателю в аренду земельного участка для строительства такого здания с последующим его выкупом в муниципальную собственность за счет выделенной субсидии, была проигнорирована процедура проведения соответствующих торгов.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом того, что Министерство является участником антиконкурентного соглашения, и признали оспариваемое решение Забайкальское УФАС России соответствующим действующему законодательству.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ограничены проверкой правильности применения норм материального права (часть 1), наличием безусловных процессуальных оснований для отмены обжалуемых судебных актов (часть 2), а также соответствием выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3).
В рассматриваемом случае Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил несоответствия между выводами судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года по делу N А78-5725/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10, от 11.03.2014 N 16034/13).
...
Доводы Министерства об отсутствии в его действиях нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции были предметом рассмотрения судами двух инстанций и отклонены обоснованно и мотивированно, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
...
Обстоятельства установлены антимонопольным органом при конкурентном рынке, (в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рынке строительства зданий (пристроек) для дошкольного образования на территории городского поселения "Газимуро-Заводское" за 2019 год, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства), что, как верно отметили суды, свидетельствует о возможности влияния на конкуренцию и ее устранение при наличии согласованных действий Администрации района, ООО "Звезда", Маргаряна Л.Ш. и Министерства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 января 2023 г. N Ф02-6827/22 по делу N А78-5725/2021