город Иркутск |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А33-29671/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бронниковой И.А.,
судей: Волковой И.А., Первушиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года по делу N А33-29671/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2020 года Шпис Галина Ивановна (далее - должник, Шпис Г.И.) признана банкротом, в отношении должника открыта процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим имуществом должника утверждена Ощепкова Елена Олеговна (далее - финансовый управляющий).
В Арбитражный суд Красноярского края 11.11.2021 поступило заявление финансового управляющего о признании недействительным договора дарения от 10.03.2017, заключенного между Шпис Г.И. и Липской Оксаной Александровной (далее - Липская О.А.) в отношении зданий и земельного участка:
- кадастровый номер 24:51:0204143:6, земельный участок, площадь 21416,00 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний, 18,
- кадастровый номер 24:51:0204143:37 здание нежилое площадь 370,20 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18,
- кадастровый номер 24:51:0204143:54 здание нежилое площадью 30.4 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18,
- кадастровый номер 24:51:0204143:51 здание нежилое площадью 24.00 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18, стр. 3,
- кадастровый номер 24:51:0204143:47 здание нежилое площадью 202.20 кв.м. адрес
Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18,
- кадастровый номер 24:51:0000000:14036 здание не жилое площадь 673,30 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18, строение 2, ч. зд. 46,
- кадастровый номер 24:51:0204143:44 здание нежилое, площадь 2027.40 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18, строение 1,
- кадастровый номер 24:51:0000000:14037 здание нежилое 618,80 кв.м, адрес: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18, строение 2 ч.зд.2 и применении последствий недействительности договора дарения от 10.03.2017 путем возврата в конкурсную массу должника перечисленных зданий и земельного участка.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - ПАО "КЭС") обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку у ПАО "КЭС" отсутствуют правовые основания для привлечения Липской О.А. по обязательствам, возникшим в период владения объектами Шипс Г.И., то право кредитора ПАО "КЭС" может быть восстановлено только путем оспаривания договора дарения от 10.03.2017 и возврата имущества в конкурсную массу должника.
В отзыве финансовый управляющий поддерживает доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.03.2017 между должником Шпис Г.И. и Липской О.А. заключен договор дарения земельного участка и зданий, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Канск, пос. Дальний 18.
Финансовый управляющий указал, что на дату заключенного договора дарения у должника имелись неисполненные обязательства перед кредитором ПАО "КЭС" на сумму 3 035 447 рублей 86 копеек, что подтверждается решением Новоселовского районного суда от 24 января 2018 года по делу N 2-3/18. Обязательство возникло из договора энергоснабжения N 1010002904 от 01.07.2015.
Финансовым управляющим в качестве правового основания для оспаривания сделок должника указаны статьи 10, 168, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению финансового управляющего оспариваемый договор дарения заключен должником с заинтересованным лицом с целью избежания возможного обращения взыскания на отчужденное имущество должника, уменьшения активов должника, причинение вреда кредиторам.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о недоказанности финансовым управляющим совокупности обстоятельств, необходимых для признания сделки недействительной.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в данном Федеральном законе.
Судами с учетом даты заключения спорного договора (10.03.2017) и даты возбуждения производства по делу о признании должника банкротом на основании определения Арбитражного суда Красноярского края от 3 ноября 2019 года, верно определено, что сделка заключена за пределами трехгодичного периода подозрительности, и не может быть оспорена на основании пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла вышеуказанной нормы материального права, стороны мнимой сделки при ее заключении не имеют намерения устанавливать, изменять либо прекращать права и обязанности, правоотношения между сторонами в рамках такой сделки фактически не возникают.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении требования о признании той или иной сделки мнимой, является установление того, имелось ли у каждой стороны сделки намерение заключить соответствующую сделку с целью создать желаемые правовые последствия и реально исполнить эти намерения.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, проверив обоснованность доводов ПАО "КЭС" о мнимости отношений по передаче в дар объектов недвижимости, установив документальное подтверждение реальности правоотношений по дарению спорных объектов недвижимости, не установив обстоятельств, свидетельствующих о намерении должника причинить вред кредиторам, о злоупотреблении правом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления конкурсного кредитора.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражными судами. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года по делу N А33-29671/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Бронникова |
Судьи |
И.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла вышеуказанной нормы материального права, стороны мнимой сделки при ее заключении не имеют намерения устанавливать, изменять либо прекращать права и обязанности, правоотношения между сторонами в рамках такой сделки фактически не возникают."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2023 г. N Ф02-6640/22 по делу N А33-29671/2020