город Иркутск |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А33-586/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зима-2011" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 августа 2022 года по делу N А33-586/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Зима-2011" (ИНН 2465257242, ОГРН 1112468043852, г. Красноярск; далее - ООО УК "Зима-2011", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным акта проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2021/2022 от 31.08.2021 N 142, составленного Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - ДГХ Администрации Красноярска, Департамент); об обязании в течение одного дня с момента вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения, а именно: вынести новый акт проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2021/2022; в течение 15 дней с даты подписания акта выдать паспорт готовности к отопительному периоду 2021/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - АО "ТГК-14").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
ООО УК "Зима-2011" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 2, 7, 8, 10, 12, 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества о признании акта незаконным и взыскании убытков в сумме 125 000 рублей.
По мнению заявителя кассационной жалобы, акт N 142 проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2021/22 г. от 31.08.2021 по своему содержания является незаконным ввиду отсутствия перечня замечаний к выполнению требований по готовности к отопительному периоду; по вине Департамента Общество было привлечено к административной ответственности с наложением штрафа в размере 125 000 рублей, в связи с чем заявлено требование о взыскании с Департамента убытков в указанном размере, однако суд неправомерно отказал в принятии данного требования; бремя доказывания факта получения акта с перечнем замечаний неправомерно возложено на Общество; Департаментом не представлен перечень замечаний и не доказано соответствие акта требованиям закона.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.08.2021 Общество по электронной почте представило в Департамент пакет документов по подготовке к отопительному сезону.
Письмом от 27.08.2021 также посредством электронной почты Департамент сообщил Обществу о несоответствии документов Правилам N 103 и о необходимости исправить замечания по каждому пункту Правил, а именно: отсутствуют акты промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок по адресам: ул. 9 мая, д. 18, 41, ул. Урванцева, д.33 (пункт 2); план ремонтных работ и качество его выполнения не заверен печатью управляющей организации (пункт 4); отсутствуют подтверждающие документы о состоянии тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии (пункт 5); отсутствуют подтверждающие документы о состоянии утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов (пункт 6); отсутствуют подтверждающие документы о состоянии трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов (пункт 7); отсутствуют подтверждающие документы о наличии и работоспособности приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии (пункт 8); отсутствуют подтверждающие документы об отсутствии прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией (пункт 11); отсутствуют подтверждающие документы о наличии пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов (пункт 13); отсутствуют подтверждающие документы об отсутствии задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (пункт 14).
Также отсутствуют акты технического осмотра теплопотребляющей энергоустановки и систем теплопотребления, подтверждающие готовность МКД к отопительному периоду 2021/22, по следующим адресам: ул. 9 мая, д. 18, 41, 20а, ул. Урванцева, д.33.
Общество 31.08.2021 электронной почтой направило в адрес Департамента дополнительные документы.
Результаты проверки готовности объектов Общества к отопительному сезону оформлены актом комиссии от 31.08.2021 N 142, в пункте 2 которого указано, что объекты будут готовы при условии устранения замечаний в установленные сроки с приложением перечня замечаний. Согласно приложенному к акту от 31.08.2021 N 142 Перечню замечаний срок устранения с 31.08.2021 по 15.09.2021.
Общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.
Порядок оценки готовности к отопительному периоду определен Правилами N 103, согласно которым проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа (пункт 5). В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (пункт 6).
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду (пункт 7).
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения (пункт 8).
Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (пункт 9).
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (пункт 10).
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12).
Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, которые должны быть проверены уполномоченным органом, перечислены в пункте 16 Правил N 103.
Суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о соответствии оспариваемого акта уполномоченного органа признакам ненормативного правового акта, с учётом того, что от его содержания зависит выдача/невыдача паспорта готовности объекта к отопительному сезону; а также что данным актом на заявителя возложена обязанность устранить нарушения (замечания) при подаче пакета документов для получения паспорта готовности к отопительному сезону.
Судами установлено, что распоряжением администрации города от 03.06.2021 N 87-гх утверждена Программа проведения проверки готовности потребителей тепловой энергии - организаций, управляющих многоквартирными домами, к отопительному периоду 2021/22 года в городе Красноярске, которой предусмотрено, что проверка организаций проводится до 31.08.2021. В целях проведения проверки организации до 31.08.2021 обеспечивают предоставление документов, подтверждающих выполнение требований, установленных разделом IV Правил, в Департамент городского хозяйства администрации города (пункты 6-7 Программы).
Распоряжением администрации города Красноярска от 24.05.2021 N 81-гх создана комиссия по проверке готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов.
Оспаривая акт N 142 проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2021/22 г. от 31.08.2021, Общество настаивает на том, что данный акт передан ему без перечня замечаний, что не позволило ему устранить замечания в установленный срок и получить паспорт готовности.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что акт получен 06.10.2021 инженером Щетининым А.А. лично, какие-либо отметки о том, что акт вручен без приложения к нему перечня замечаний, отсутствуют.
При этом учитывая, что перечень документов, которые необходимо представить, Департамент направлял Обществу 27.08.2021; а также представление ООО УК "Зима-2011" 31.08.2021 дополнительных документов не в полном объеме, после которых перечень недостатков сократился до трех нарушений, суды правильно признали, что ему были известны замечания, подлежащие устранению. Неустранение замечаний Обществом, которые ему были известны, явилось основанием для невыдачи паспорта готовности заявителю.
Вопреки доводам Общества, принимая во внимание сроки представления документов и выдачи паспортов готовности к отопительному сезону, ограниченные Правилами N 103 и распоряжением администрации города от 03.06.2021 N 87-гх, учитывая наличие у него сведений о выявленных нарушениях, ожидаемым поведением профессионального участника рассматриваемых отношений, заинтересованного в том, что объекты должны находиться в состоянии готовности к отопительному сезону, являлось бы принятие всех возможных мер к получению перечня подлежащих устранению замечаний, учитывая сроки подготовки к отопительному периоду. Вместе с тем какие-либо доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства не представлены.
Отклоняя довод Общества о неправомерном распределении бремени доказывания, суд апелляционной инстанции, правильно применяя положения статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Департамент привел доказательства вручения акта от 31.08.2021 Обществу с перечнем замечаний а Общество эти доказательства не опровергло.
ООО УК "Зима-2011", настаивая на обратном, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих возражений.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии дополнительного требования о взыскании убытков, вызванных привлечением Общества к административной ответственности по вине Департамента, не могут быть приняты во внимание.
Предъявление дополнительных (новых) требований, первоначально не заявленных в заявлении, выходит за пределы процессуальных полномочий заявителя, определенных в части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказ в принятии дополнительных требований не препятствует Обществу обратиться в суд с самостоятельным требованием.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 августа 2022 года по делу N А33-586/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО УК "Зима-2011" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 2, 7, 8, 10, 12, 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества о признании акта незаконным и взыскании убытков в сумме 125 000 рублей.
...
Согласно статье 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.
...
Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, которые должны быть проверены уполномоченным органом, перечислены в пункте 16 Правил N 103."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф02-386/23 по делу N А33-586/2022