город Иркутск |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А19-18353/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при содействии Братского городского суда Иркутской области (судья Шашкина Е.Н., помощник судьи Глазкова В.А.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Братском городском суде Иркутской области представителя Общества с ограниченной ответственностью "Кодру" - Аксененко А.А. (доверенность от 31.01.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кодру" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-18353/2022,
УСТАНОВИЛ:
В настоящем деле рассматриваются требования объединенных в одно дело дел N N А19-18351/2022, А19-18353/2022 по заявлениям Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Илимский" (далее - административный орган, МО МВД РФ "Усть-Илимский") о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Кодру" (ОГРН 1053817039011, ИНН 3817027799, далее - общество) к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16, части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 рублей, изъятая алкогольная и спиртосодержащая продукция направлена на уничтожение в установленном порядке.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2022 года апелляционная жалоба общества возвращена заявителю ввиду пропуска срока на ее подачу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило данный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривает вывод суда первой инстанции о наличии доказательств, являющих достаточными для квалификации деяний общества по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку деятельность в закусочной "У трамвая", расположенной по адресу: Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, 2 "б", осуществляет индивидуальный предприниматель Наумик Ю.В., а не общество; выводы суда о том, что общество создает видимость осуществления ИП Наумик Ю.В. деятельности по указанному адресу, являются необоснованными; кроме того, факт нахождения спорной алкогольной продукции в служебном помещении закусочной, рядом с бытовым мусором, при отсутствии явного обозначения, что данная продукция предназначена для розничной продажи, зафиксирован протоколом осмотра помещения, а также фотосьемкой, в связи с чем она посетителям закусочной не предлагалась, в меню или на ценниках данное обстоятельство не фигурирует; также заявитель выражает несогласие с судебными актами в части размера назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 рублей, полагает, что данное наказание не соответствует тяжести совершенных правонарушений и носит карательный характер, считает, что совершенные административные правонарушения не повлекли за собой каких-либо негативных последствий, причинения морального или материального ущерба, в связи с чем в данном случае могут быть применены положения статьи 2.9, части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
До начала рассмотрения кассационной жалобы от общества поступили ходатайства о приобщении к материалам дела товарно-транспортных накладных и актов сверки взаиморасчетов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанций, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются, о чем выносится определение.
Учитывая указанные разъяснения, суд округа считает необходимым возвратить обществу выше перечисленные доказательства; поскольку дополнительные документы, приложенные к ходатайствам, поданы через систему "Мой Арбитр" в электронном виде, приложения на бумажном носителе обществу не высылаются.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Административный орган о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведения проверки в закусочной "У трамвая", расположенной по адресу: Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, 2 "б", административным органом установлено, что общество, осуществляя деятельность по указанному адресу, допустило:
- оборот алкогольной продукции: настойка горькая "Медовуха гречишная" емкостью 0,5 л. в количестве 1 бутылки, настойка горькая "Сиббитер" емкостью 0,5 л. в количестве 1 бутылки, армянский коньяк "Тикранакерт Взор" емкостью 0,5 л. в количестве 1 бутылки, пиво "Корона Алтая" в кеге емкостью 50 литров (тара вскрыта) в количестве 1 штуки, пиво светлое "Рыбацкое" в кеге емкостью 50 литров (тара вскрыта) в количестве 1 штуки, пиво темное фильтрованное пастеризованное "Ирландский эль" в кеге емкостью 50 литров (тара вскрыта) в количестве 1 штуки, светлое пиво "Абаканское" в кеге емкостью 50 литров (тара вскрыта) в количестве 1 штуки, пиво светлое "Чешское традиционное" в кеге емкостью 30 литров (тара вскрыта) в количестве 1 штуки, пиво светлое "Жигулевское" в кегах емкостью 30 литров (тара не вскрыта) в количестве 3 штук, пиво светлое "Жигулевское" в кеге емкостью 30 литров (тара вскрыта) в количестве 1 штуки, напиток, изготовленный на основе пива "Жатецкий гусь" емкостью 0,48 литра в количестве 120 бутылок, без товарно-транспортных накладных;
- хранение алкогольной продукции: настойка горькая "Медовуха гречишная" емкостью 0,5 л. в количестве 1 бутылки, настойка горькая "Сиббитер" емкостью 0,5 л. в количестве 1 бутылки, армянский коньяк "Тикранакерт Взор" емкостью 0,5 л. в количестве 1 бутылки, без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, по указанному выше адресу.
Согласно справке об исследовании N 118 от 22.06.2022 в бутылках настойки горькой "Медовуха гречишная", настойки горькой "Сиббитер", армянского коньяка "Тикранакерт Взор" находится спиртосодержащая жидкость на основе этилового спирта.
В соответствии с письмом МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу N у6-12111/04 от 08.07.2022 согласно сведениям ЕГАИС: настойка горькая "Медовуха гречишная" (ФСМ N 407 47403562) произведена 10.03.2022 ООО "Русский Север", отгружена в адрес ООО "ДК МСД", далее ООО "Фортуна Голд", далее ООО "Аврора", далее ООО "Тандем", которое поставило данную продукцию в адрес общества по ТТН-УТ00015149 от 17.05.2022; 19.05.2022 продукция принята последним и 13.06.2022 реализована розничному покупателю; настойка горькая "Сиббитер" (ФСМ N 401 03667955) произведена 11.08.2020 ООО "Омсквинпром", отгружена ООО "АСГ", далее ООО "Юпитер", которое поставило данную продукцию в адрес общества по ТТН-И-20-3936-01 от 13.11.2020, 17.11.2020 продукция принята последним и 30.01.2021 реализована розничному покупателю; армянский коньяк "Тикранакерт Взор" (АМ N 300 23149588) импортирован на территорию Российской Федерации ООО "Лудинг", 13.08.2021 отгружен ООО "Лудинг-Иркутск", которое поставило данную продукцию в адрес общества по ТТН-Б000006880 от 29.11.2021, 29.11.2021 продукция принята последним и 19.03.2022 реализована розничному покупателю.
Названные федеральные специальные марки и акцизная марка соответствуют номерам марок алкогольной продукции, обнаруженной в помещениях закусочной "У трамвая" согласно протоколу осмотра от 15.06.2022.
Согласно сведениям Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области в отношении закусочной "У трамвая", расположенной по адресу: Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, 2 "б", лицензия на розничную продажу алкогольной продукции либо лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания у общества отсутствует.
Выявленные правонарушения нарушения зафиксированы в протоколах об административном правонарушении N АП 248707 от 10.08.2022 (по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ), N АП 248708 от 10.08.2022 (по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ).
В соответствии с положениями статей 203 АПК РФ, 23.1 КоАП РФ материалы административного производства с заявлениями о привлечении общества к административной ответственности направлены административным органом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности административным органом наличия в действиях общества составов вмененных административных правонарушений, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для применения правовых последствий, предусмотренных статьями 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, вместе с тем, с учетом требований статей 4.1, 4.1.2, 4.4 КоАП РФ счел возможным назначить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Из положений статьи 205 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5). При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Каких-либо существенных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе относительно процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении и его процессуального оформления, сбора доказательств по делу судом при рассмотрении настоящего дела обоснованно не установлено.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию (пункт 1); лицензии выдаются, в частности, на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пункты 2, 4).
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа.
На основании пункта 1 статьи 26 указанного Закона производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и без соответствующих лицензий запрещен.
Пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ установлен перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при которых допускается их оборот, в числе которых товарно-транспортная накладная.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" положения статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ с 01.01.2012 применяются в отношении оборота пива и напитков, изготавливаемых на основе пива.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, руководствуясь изложенными нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно установил, что обществом в закусочной "У трамвая", расположенной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, 2 "б" допущено хранение алкогольной продукции без выданной на осуществление деятельности по указанному адресу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции либо лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; также обществом допущен оборот алкогольной продукции и пива без необходимых сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных статьей 102. Закона N 171-ФЗ; в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции соответствующие сопроводительные документы на спорную продукцию также не представлены; учел, что обществом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля юридического лица и препятствующих надлежащему выполнению требований Закона N 171-ФЗ, при этом общество не предприняло всех зависящих от него мер для предотвращения допущенных правонарушений, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей и характеризует пренебрежительное отношение правонарушителя к изложенным требованиям законодательства, в связи с чем при совокупности установленных обстоятельств пришел к правильным выводам о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16, части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением с учетом положений статей 4.1, 4.1.2, 4.4 КоАП РФ административного наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что деятельность в закусочной "У трамвая", расположенной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, 2 "б", осуществляет не общество, а индивидуальный предприниматель Наумик Ю.В., отклоняется как противоречащий имеющимся в материалам дела доказательствам, в том числе протоколам об административном правонарушении N АП 248707 от 10.08.2022, N АП 248708 от 10.08.2022, протоколу осмотра от 15.06.2022, накладным на внутреннее перемещение товаров, документам разоприходования, получившим надлежащую правовую оценку.
Довод заявителя жалобы о том, что совершенные административные правонарушения не повлекли за собой каких-либо негативных последствий, причинения морального или материального ущерба, в связи с чем в данном случае могут быть применены положения статьи 2.9, части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, отклоняется поскольку административное наказание назначено обществу с учетом положений статей 4.1, 4.1.2, 4.4 КоАП РФ в размере половины минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Принимая во внимание, что незаконный оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, алкогольной продукции и пива без сопроводительных документов создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, правовые основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения), части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение) отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-18353/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что совершенные административные правонарушения не повлекли за собой каких-либо негативных последствий, причинения морального или материального ущерба, в связи с чем в данном случае могут быть применены положения статьи 2.9, части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, отклоняется поскольку административное наказание назначено обществу с учетом положений статей 4.1, 4.1.2, 4.4 КоАП РФ в размере половины минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Принимая во внимание, что незаконный оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, алкогольной продукции и пива без сопроводительных документов создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, правовые основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения), части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение) отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф02-354/23 по делу N А19-18353/2022