город Иркутск |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А33-32963/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2022 года по делу N А33-32963/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (ОГРН: 1132468043949, ИНН: 2461223108, г. Красноярск; далее - ООО "Красноярская рециклинговая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Хачатряну Марзпету Рустамовичу (ОГРНИП: 317246800084729, ИНН: 246012522282; далее - ИП Хачатрян Марзпет Рустамович, ответчик) о взыскании 613 360 рублей 58 копеек задолженности, 158 395 рублей 55 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2022 года, заявленные исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 543 805 рублей 02 копеек задолженности, 143 007 рублей 16 копеек неустойки. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе (с учётом дополнительных пояснений) ООО "Красноярская рециклинговая компания" просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку тарифы на 2019-2022 годы для прочих потребителей утверждены с учётом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а указаны без учёта НДС, то применение НДС 20% к утверждённым тарифам является правомерным. Истец утверждает, что не является лицом, освобождённым от налогообложения, поскольку предельный единый тариф для потребителей на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) без учёта НДС регулирующим органом для ООО "Красноярская рециклинговая компания" не утверждался.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании 31.01.2023 представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещён по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Определением суда кассационной инстанции от 31 января 2023 года рассмотрение жалобы отложено на 14 часов 00 минут 28 февраля 2023 года.
После отложения стороны в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключён договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 30.05.2019 N КРК/ЕЕ-30.
В соответствии с приложением N 2 к договору размер ежемесячной платы равен 16 335 рублей 70 копеек из расчёта: 1 139,17 руб./м3 (единый тариф на услугу регионального оператора) х 14,34 м3 (объём ТКО в месяц).
Во исполнение условий договора истец в период с 01.01.2019 по 28.02.2022 оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 613 360 рублей 58 копеек, в подтверждение чего предоставил акты, подписанные истцом в одностороннем порядке. При этом стоимость услуг по обращению с ТКО определена истцом исходя из объёма оказанных услуг и тарифов на услуги регионального оператора с учётом ставки НДС в размере 20%.
В связи с неоплатой ответчиком задолженности истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь частью 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпунктом 36 пункта 2, пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ), суды первой и апелляционной инстанций признали, что, начиная с 01.01.2020 услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором, не подлежат налогообложению, для которых утверждён предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учёта налога, в связи с чем пришли к выводу о неправомерности применения истцом единого тарифа, увеличенного на сумму НДС, обоснованности начисления неустойки на сумму 143 007 рублей 16 копеек.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях указанного подпункта к услугам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утверждён предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами без учёта налога на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с ТКО, осуществляемые региональным оператором по обращению с ТКО, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учёта НДС.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1178-в "Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" по Красноярской левобережной технологической зоне", указано, что тарифы для категории "Прочие потребители" указаны без учёта НДС (с 01.01.2020 по 30.06.2021 в размере 949,31 руб.; с 01.07.2021 по 30.06.2022 в размере 1053,72 руб.; с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 1022,85 руб.), для категории "Население" - с учётом НДС.
При этом приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 18.09.2020 N 135-в, от 18.12.2020 N 962-в "О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1178-в", также установлено, что тарифы для категории "Прочие потребители" указаны без учёта НДС (с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 949,31 руб.; с 01.10.2020 по 30.06.2021 в размере 901,79 руб.;
с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 967,62 руб.; с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 1053,72 руб.; с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 1022,85 руб.), для категории "Население" - с учётом НДС.
Таким образом, из содержания приказа от 19.12.2019 N 1178-в и изменений, внесённых в указанный приказ приказами от 18.09.2020 N 135-в, от 18.12.2020 N 962-в, с учётом сопоставления размера тарифов, не следует, что для ООО "Красноярская рециклинговая компания" устанавливался единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учёта НДС.
Таким образом, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам (пункт 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, в частности, проверка расчёта задолженности и размера неустойки, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в полном объёме с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, рассмотреть спор по существу при правильном применении норм материального и процессуального права, распределить судебные расходы, в том числе за кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 апреля 2022 года по делу N А33-32963/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2022 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
...
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2023 г. N Ф02-6284/22 по делу N А33-32963/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7261/2023
30.05.2023 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-32963/2021
01.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6284/2022
07.10.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3350/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-32963/2021