город Иркутск |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А19-13098/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-13098/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (ОГРН 1027706023058, ИНН 7706284124, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Усть-Кутскому муниципальному образованию в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1033802082357, ИНН 3818001659) о взыскании 718 893 рублей 46 копеек стоимости фактических потерь электрической энергии за март 2022 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2022 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием их выводов имеющимся в деле доказательствам.
Податель кассационной жалобы указал на ошибочность вывода судов о доказанности объема потерь в сетях ответчика в предъявленном размере, отсутствие у ответчика статуса сетевой организации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 06.03.2023, объявлялся перерыв до 09.03.2023, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет". После перерыва стороны не принимали участие в судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец, имеющий статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Усть-Кутского муниципального образования, в марте 2022 года через принадлежащие муниципальному образованию объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, дизельная электростанция, сети ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ) осуществлял передачу и поставку электрической энергии своим потребителям на территории пос. Ния.
Договор купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь электроэнергии между гарантирующим поставщиком и муниципальным образованием не заключен.
Наличие на стороне муниципального образования задолженности за потери электрической энергии, возникшие в принадлежащих ему электрических сетях (разность между количеством поступившей в сеть ответчика электроэнергии и объемом полезного отпуска), послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационной жалобе, пришла к следующему.
Факт принадлежности муниципальному образованию объектов электросетевого хозяйства, поименованных в исковом заявлении, подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком.
Из анализа абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 5, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктов 4, 128, 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), следует, что на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях. При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций.
Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях по зависящим от него обстоятельствам при транзите этой энергии.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь в сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Определение объема фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, а при отсутствии приборов учета - расчетным способом (пункт 136 Основных положений).
Администрация поселка в силу пункта 194 Основных положений обязана до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передать гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информацию об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период.
С учетом указанной обязанности следует признать, что администрация поселка обладает информацией об объеме потребленной электроэнергии и имеет возможность осуществить проверку произведенного гарантирующим поставщиком расчета.
Оценив имеющиеся в деле доказательства (в частности, справка с указанием показаний приборов электрической энергии сетевой компании "РЖД", ведомости снятия показаний приборов индивидуальных приборов учета, акты учета электрической энергии, переданной для нужд юридических и физических лиц), суды установили, что в спорный период в сети ответчика поступило 660,688 МВт.ч электроэнергии, потреблено физическими и юридическими лицами 400,328 МВт.ч электроэнергии, передано в электрические сети других сетевых организаций 13,905 МВт.ч электроэнергии. Фактические потери электроэнергии в сетях пос. Ния составили 246,455 МВт.ч на сумму 718 893 рубля 46 копеек.
Расчет задолженности и объемов поступившей в сети и отпущенной конечным потребителям электроэнергии ответчик документально не опроверг, доказательства иного объема потерь в принадлежащих ему электрических сетях или доказательства погашения задолженности, равно как и доказательства передачи объектов электросетевого хозяйства во владение и пользование какой-либо специализированной организации или иным лицам в спорный период, не представил.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в предъявленном размере.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованности примененного тарифа является несостоятельным.
В пункте 5 Основных положений закреплено, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам.
Предельная нерегулируемая цена, определенная гарантирующим поставщиком и опубликованная на его официальном сайте в сети Интернет по адресу http://www,https://ruses.ru/ru/clients/pricing/cost, составляет 2430,7800000 руб/МВт.ч.
Как следует из расчета иска, стоимость электроэнергии в целях компенсации потерь определена истцом исходя из указанной цены (2430,7800000 руб/МВт.ч).
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку направлены по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что недопустимо на стадии кассационного обжалования.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-13098/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определение объема фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, а при отсутствии приборов учета - расчетным способом (пункт 136 Основных положений).
Администрация поселка в силу пункта 194 Основных положений обязана до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передать гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информацию об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период.
...
В пункте 5 Основных положений закреплено, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2023 г. N Ф02-741/23 по делу N А19-13098/2022