город Иркутск |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А19-11790/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Кузнецова Д.Е. (доверенность от 17.01.2023, диплом, служебное удостоверение), Прокурора Иркутской области - Петровой И.А. (удостоверение), Министерства строительства Иркутской области - Хансивировой Е.Н. (доверенность от 20.07.2022, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года по делу N А19-11790/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) от 19.04.2022 N 038/9/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства Иркутской области, Министерство образования Иркутской области, Прокуратура Иркутской области.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года производство по делу N А19-11790/2022 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А19-16922/2022.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2023 года определение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года оставлено без изменения.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и возобновить производство по делу.
В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает, что поскольку в ходе рассмотрения дела N А19-16992/2022 основным доводом заявителей является правомерность действий, совершенных в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 N 216-пп, выводы судов по настоящему делу об оспаривании предупреждения Управления от 19.04.2022 N 038/9/22 об устранении условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в постановление Правительства Иркутской области от 13.04.2016 N 216-пп, будут иметь преюдициальное значение для рассмотрения дела N А19-16922/2022, а не наоборот.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура поддержала доводы антимонопольного органа. Министерство строительства Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с доводами Управления.
Иными лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Правительство Иркутской области, Министерство образования Иркутской области, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители Управления, Прокуратуры, Министерства строительства Иркутской области поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным основанием для приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до принятия решения по другому делу и вступления его в законную силу.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 18167/07 указано, что приведенная норма процессуального права направлена на устранение конкуренции между судебными актами по делам со сходным (пересекающимся) предметом доказывания.
В силу части 9 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что в производстве другого арбитражного суда находится дело, требования по которому связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом им деле, и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов, арбитражный суд может приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 этого Кодекса.
Следовательно, рассмотрение одного дела до разрешения другого дела признается невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предметом рассмотрения настоящего дела является заявление Правительства Иркутской области о признании незаконным предупреждения антимонопольного органа от 19.04.2022 N 038/9/22 об устранении условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 N 216-пп (далее - Положение N 216-пп), допускающего предоставление права органа местного самоуправления претендовать на предоставление субсидии на приобретение объекта капитального строительства при отсутствии достаточных и достоверных сведений о наличии на территории муниципального образования объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию, на момент подачи органом местного самоуправления заявки на предоставление субсидии.
Арбитражным судом Иркутской области в рамках дела N А19-16922/2022 (с учетом определения от 31 августа 2022 года об объединении дел N N А19-17934/2022, А19-18053/2022, А19-16658/2022, А19-16659/2022, А19-16922/2022, А19-16924/2022, А19-17237/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А19-16922/2022) рассматриваются заявления Правительства Иркутской области, Управления образования Администрации Ангарского городского округа, Администрации Ангарского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, Министерства строительства Иркутской области, общества с ограниченной ответственностью "СПМК-7", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа, муниципального казенного учреждения "Служба муниципального хозяйства" к Иркутскому УФАС России о признании незаконным решения от 06.06.2022 N 038/519/22, согласно которому указанные лица признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с достижением и реализацией антиконкурентного соглашения, результатом которого стало заключение 22.12.2020 контракта N 31/2020 на приобретение в соответствии с Положением N 216-пп в муниципальную собственность нежилого здания дошкольного образовательного учреждения и сооружений коммунального хозяйства, расположенных по адресу: г. Ангарск, 22 микрорайон, строение 45.
Приостанавливая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое в рамках настоящего дела предупреждение от 19.04.2022 N 038/9/22 и оспариваемое в рамках арбитражного дела N А19-16922/2022 решение от 06.06.2022 N 038/519/22 вынесены антимонопольным органом по результатам одной проверки с учетом выводов о незаконности постановления Правительства от 13.04.2016 N 216-пп, допускающего предоставление права органа местного самоуправления претендовать на предоставление субсидии на приобретение объекта капитального строительства при отсутствии достаточных и достоверных сведений о наличии на территории муниципального образования объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию, на момент подачи органом местного самоуправления заявки на предоставление субсидии.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с судом первой инстанции, пришел к обоснованным выводам, что результаты рассмотрения дела N А19-16922/2022 имеют непосредственное отношение к рассматриваемому спору и будут влиять на определение юридически значимых фактов, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела, в связи с этим, с целью обеспечения законности в применении норм материального права и недопущения принятия противоречащих друг другу судебных актов, посчитал правомерным приостановление производства по настоящему делу до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А19-16922/2022.
Оценка необходимости приостановления производства по делу произведена судами на основании вышеназванных норм арбитражного процессуального права по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств дела.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что при указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае в целях обеспечения гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, во избежание возможного принятия противоречащих друг другу судебных актов, в целях единообразного подхода к разрешению данного спора, имелись основания для приостановления производства по делу.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года по делу N А19-11790/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражным судом Иркутской области в рамках дела N А19-16922/2022 (с учетом определения от 31 августа 2022 года об объединении дел N N А19-17934/2022, А19-18053/2022, А19-16658/2022, А19-16659/2022, А19-16922/2022, А19-16924/2022, А19-17237/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А19-16922/2022) рассматриваются заявления Правительства Иркутской области, Управления образования Администрации Ангарского городского округа, Администрации Ангарского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, Министерства строительства Иркутской области, общества с ограниченной ответственностью "СПМК-7", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа, муниципального казенного учреждения "Служба муниципального хозяйства" к Иркутскому УФАС России о признании незаконным решения от 06.06.2022 N 038/519/22, согласно которому указанные лица признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с достижением и реализацией антиконкурентного соглашения, результатом которого стало заключение 22.12.2020 контракта N 31/2020 на приобретение в соответствии с Положением N 216-пп в муниципальную собственность нежилого здания дошкольного образовательного учреждения и сооружений коммунального хозяйства, расположенных по адресу: г. Ангарск, 22 микрорайон, строение 45."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2023 г. N Ф02-752/23 по делу N А19-11790/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2025 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-829/2025
13.01.2025 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6525/2022
01.07.2024 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11790/2022
09.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-752/2023
18.01.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6525/2022