город Иркутск |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А58-5045/2022 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Тютрина Н.Н.,
рассмотрев без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества холдинговая компания "Якутуголь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2022 года по делу N А58-5045/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу Холдинговая компания "Якутуголь" (ОГРН 1021401009057, ИНН 1434026980, далее - компания) о взыскании 177 004 рублей 80 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 1 867 рублей 03 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.04.2022 по 05.05.2022 и с последующим их начислением до момента исполнения обязательств.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2022 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскана сумма основного долга, во взыскании процентов отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя жалобы, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя документально не подтвержден. Судами не учтено, что имелись свободные фронты для приема переработки вагонов, задержанных перевозчиком на промежуточной станции, и возможность их технологической обработки.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 03.03.2023).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материально-правовым требованием является взыскание платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, начисленной в соответствии с частью 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пунктом 19 договора от 15.03.2017 N 701 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта простоя вагонов на путях общего пользования по вине ответчика, признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части суммы основного долга, отказав во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" мораторием.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, пришла к следующему.
Право на взыскание платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, прямо закреплено частями 3, 11 и 12 статьи 39 Устава.
Взыскание платы за нахождение вагонов на путях общего пользования предусмотрено также пунктом 19 договора от 15.03.2017 N 701, подписанного между обществом (перевозчик) и компанией (владелец пути необщего пользования).
Согласно части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Размеры платы за нахождение на путях общего пользования подвижного состава определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
Исходя из приведенных норм права, в предмет доказывания в данном случае входят следующие обстоятельства: задержка вагонов в пути следования (нахождение вагонов на путях общего пользования) из-за неприема станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика; причины задержки вагонов (нахождение на путях общего пользования) и установление лица, виновного в их задержке вагонов; наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов на промежуточной станции и неприемом их станцией назначения (нарушение сроков доставки).
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в период с 13.08.2021 по 20.08.2021 на путях общего пользования железнодорожной станции Нерюнгри-Грузовая ДВС простаивали вагоны в количестве 56 единиц в составе грузового поезда N 3668 в ожидании их подачи к фронту погрузки на пути необщего пользования по причине, зависящей от грузополучателя (занятость выставочного пути).
Факт наличия вины ответчика в простое вагонов на путях общего пользования в спорный период и причинно-следственной связи между задержкой вагонов на промежуточной станции и неприемом вагонов станцией назначения подтверждены памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45, актами общей формы от 13.08.2021 N 3/1667, от 20.08.2021 N 3/1676 (с указанием причин и времени задержки вагонов), накопительной ведомостью.
Ответчик не представил доказательства, свидетельствующие об отсутствии его вины в простое вагонов в указанный период на путях общего пользования, о наличии вины перевозчика (владельца инфраструктуры) или иных лиц в простое вагонов.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о правильности начисления платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе.
Расчет платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, произведенный истцом на основании пункта 2.4 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 по ставкам таблицы N 2, проверен судами и признан арифметически верным.
Установленные судами обеих инстанций фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно; каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов нижестоящих судов, что противоречит основам и принципам арбитражного процесса (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения либо отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2022 года по делу N А58-5045/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Н.Н. Тютрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на взыскание платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, прямо закреплено частями 3, 11 и 12 статьи 39 Устава.
...
Согласно части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Размеры платы за нахождение на путях общего пользования подвижного состава определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
...
Расчет платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, произведенный истцом на основании пункта 2.4 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 по ставкам таблицы N 2, проверен судами и признан арифметически верным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2023 г. N Ф02-521/23 по делу N А58-5045/2022