город Иркутск |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А19-4324/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Железняк Е.Г., Соколовой Л.М.,
при участии представителя Министерства финансов Российской Федерации Григорчук Натальи Владимировны (доверенность от 03.12.2019 N 34-20-30/30),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Иркутской области и Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2022 года по делу N А19-4324/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) 10 298 070 рублей убытков, с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299) 6 865 380 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2022 года, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах заявители просят проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Податели кассационных жалоб не согласны с расчетом суммы компенсации, определенной на основании отчета оценщика ООО "Десоф-Консалтинг" от 12.05.2022 N 22-119 исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра квартир жилья равной 114 423 рублям.
Кроме того, Министерство финансов Иркутской области указало, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, обеспечение жильем инвалидов, вставших на жилищный учет в качестве малоимущих до 01.01.2005, является расходным обязательством органа местного самоуправления (муниципального образования - г. Иркутск), а не Российской Федерации.
Администрация отклонила доводы кассационных жалоб, указав на их несостоятельность (письменные отзывы от 30.01.2023, 01.02.2023), ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отзыв на жалобы не представило.
Иные участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 06.03.2023, объявлялся перерыв до 13.03.2023, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителя Министерства финансов Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Тимошенко Г.И., Тымчик С.С. и Бочкарь Т.С., а также дочь Крапивина А.Е. и дочь Кандаловой О.В. являются инвалидами, страдающими заболеваниями, подпадающими под перечень заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Указанные лица признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Тимошенко Г.И., Тымчик С.С. и Бочкарь Т.С. приняты на жилищный учет до 01.01.2005, а Крапивин А.Е., Кандалова О.В. - после 01.01.2005).
Решениями Кировского районного суда г. Иркутска от 24.09.2019, 19.12.2019, 08.10.2019, 17.10.2019, 13.01.2020 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке указанным лицам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Судебные акты вступили в законную силу.
Полагая, что исполнение судебных актов суда общей юрисдикции влечет возникновение у муниципального образования расходов, не связанных с решением вопросов местного значения (не относится к расходным обязательствам органов местного самоуправления), Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению истца расходы, связанные с приобретением квартир для Тымчик С.С. Тимошенко Г.И. и Бочкарь Т.С. в размере 10 298 070 рублей, подлежат возмещению за счет федерального бюджета, а для Крапивина А.Е., Кандаловой О.В. в размере 6 865 380 рублей - за счет средств областного бюджета.
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения ответчиками обязанности по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, доказанности наличия и размера убытков, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационных жалоб, пришла к следующему.
Возмещение убытков как мера ответственности носит компенсационный характер и направлена на восстановление правового и имущественного положения потерпевшего лица.
В силу статей 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права публично-правовых образований подлежат защите в рамках гражданско-правового регулирования.
Из системного анализа положений статей 17, 26.3, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом правовых позиций, изложенных в пункте 12 Обзора судебной практики N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет в качестве малоимущих до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, а после указанной даты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В данном случае финансирование на внеочередное предоставление жилых помещений для инвалидов (расходы на субсидирование) из федерального и областного бюджета муниципальному образованию не предусматривалось.
Доказательства обратного (доказательства выделения администрации денежных средств для реализации полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) ответчики не представили.
В этой связи суды правомерно сочли доказанным бездействие Российской Федерации и Иркутской области, повлекшее за собой возникновение убытков на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов г. Иркутска.
Учитывая правовое регулирование и установив, что Тымчик С.С., Бочкарь Т.С. и Тимошенко Г.И. встали на жилищный учет в качестве малоимущих до 01.01.2005, а Крапивин А.Е. и Кандалова О.В. после 01.01.2005, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в отношении 3-х граждан за счет Российской Федерации, а в отношении 2-х граждан за счет Иркутской области.
Между тем при определении размера убытков суды не учли следующее.
Восстановление нарушенного права граждан-инвалидов с учетом конкретных обстоятельств дела (наличие вступивших в законную силу судебных актов об обязании муниципального образования предоставить жилые помещения по договору социального найма, отсутствие у муниципального образования жилого фонда в натуре, невыделение ему из федерального и областного бюджета денежных средств для реализации мер социальной поддержки гражданам-инвалидам) может быть осуществлено лишь путем возмещения убытков в виде оплаты стоимости квартир, приобретенных за счет средств городского бюджета, или компенсации предполагаемых расходов (т.е. взыскание требующихся документально обоснованных, но еще не понесенных расходов на приобретение жилья в целях исполнения судебного акта, пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 6773/11 по делу N А10-1940/2010).
По настоящему делу заявлен иск о взыскании убытков в виде предполагаемых будущих расходов.
В отношении цены жилого помещения, компенсация за приобретение которого предъявлена истцом, действует установленный пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип полного возмещения причиненных убытков.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности; определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
С учетом изложенного для целей определения цены компенсации должны учитываться расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для приобретения истцом квартир с тождественными характеристиками.
Поскольку нормы бюджетного законодательства определяют условия предоставления бюджетных средств для исполнения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, направляемых на оказание мер социальной поддержки граждан-инвалидов в виде предоставления жилья, в предмет судебного исследования по настоящему делу подлежат включению вопросы, связанные с установлением размера предполагаемых убытков с учетом условий методики определения объема субвенций, направляемых на исполнение обязательств по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные обстоятельства в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были предметом проверки судов.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ объем субвенций определяется, в том числе, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера субвенций предусмотрен подпунктом "л" пункта 4.1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614.
В этой связи сумма, подлежащая возмещению в качестве предполагаемых убытков, не может быть больше предела финансовых обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в соответствии с Законом N 181-ФЗ (т.е. размера субвенций, предоставленных указанной категории граждан).
Между тем приведенные положения не были приняты во внимание судами при определении размера убытков.
Более того суд округа отмечает следующее.
Оценка представленных сторонами расчетов, относящихся к доказательствам, является процессуально-правовым действием и относится к исключительной компетенции арбитражного суда.
В силу положений статей 10, 65, 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан непосредственно исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном решении со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае суды признали обоснованным расчет размера убытков исходя из рыночной стоимости 1 кв.м жилья г. Иркутска в первом квартале 2022 года (114 423 рубля), определенной на основании отчета оценщика ООО "Десоф-Консалтинг" от 12.05.2022 N 22-119.
Довод ответчиков о чрезмерно завышенном размере убытков отклонен судами со ссылкой на то, что заявленная истцом цена жилья документально не опровергнута и недопустимость ее использования ответчиками не обоснована.
Однако, заявляя несогласие с размером убытков, Министерство финансов Российской Федерации отмечало, что средняя цена 1 кв.м квартир на рынке жилья необоснованно определена оценщиком на основе проведенного мониторинга, в том числе, жилого фонда повышенной комфортности, стоимость 1 кв.м которого превышает 200 000 рублей; при установлении средней рыночной стоимости жилья следует использовать показатели Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, применяемые распорядителями бюджетных средств для расчета размеров субвенций при их предоставлении в целях реализации мер социальной поддержки инвалидов (утв. приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.09.2022 N 773/пр, от 20.06.2022 N 501/пр, от 29.03.2023 N 215/пр, от 17.12.2021 N 955/пр на 2022 год).
Вместе с тем указанные доводы ответчика не были предметом исследования судов. Суды не выяснили, на чем основаны выводы оценщика, сделан ли им соответствующий анализ цены типовых квартир на рынке жилья.
Мотивы несогласия с расчетом ответчика, основанным на данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (действующих на дату рассмотрения дела средней цены 1 кв.м общей площади квартир на рынке жилья в Иркутской области), в судебных актах не приведены.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Кроме того, как следует из мотивировочной части отчета оценщика, итоговая рыночная стоимость однокомнатных квартир как первичного (114 423 руб/кв.м), так и вторичного жилья (109 739 руб/кв.м) определена с использованием сравнительного анализа продаж среднего и высокого качества квартир (типовых, элитных) в г. Иркутске.
Однако выводы судов о правильности определения истцом размера убытков исходя из цены одного квадратного метра первичного жилья, а не вторичного, а также среднего и высокого качества квартир (типовых, элитных), а не среднего качества квартир (типовых) никак не мотивированы.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания в пользу истца убытков в предъявленном размере нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты как принятые при существенном нарушении норм материального и процессуального права, которые не могут быть устранены на стадии кассационного производства, подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, проверить расчеты истца и ответчиков, дать им надлежащую правовую оценку на предмет их относимости и допустимости, правильно применив нормы материального и процессуального права принять законный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2022 года по делу N А19-4324/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2022 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчиков о чрезмерно завышенном размере убытков отклонен судами со ссылкой на то, что заявленная истцом цена жилья документально не опровергнута и недопустимость ее использования ответчиками не обоснована.
Однако, заявляя несогласие с размером убытков, Министерство финансов Российской Федерации отмечало, что средняя цена 1 кв.м квартир на рынке жилья необоснованно определена оценщиком на основе проведенного мониторинга, в том числе, жилого фонда повышенной комфортности, стоимость 1 кв.м которого превышает 200 000 рублей; при установлении средней рыночной стоимости жилья следует использовать показатели Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, применяемые распорядителями бюджетных средств для расчета размеров субвенций при их предоставлении в целях реализации мер социальной поддержки инвалидов (утв. приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.09.2022 N 773/пр, от 20.06.2022 N 501/пр, от 29.03.2023 N 215/пр, от 17.12.2021 N 955/пр на 2022 год)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2023 г. N Ф02-449/23 по делу N А19-4324/2021