город Иркутск |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А33-7213/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Кушнаревой Н.П., Палащенко И.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Альфастрахование" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2022 года по делу N А33-7213/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Альфастрахование" (далее - АО "Альфастрахование") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северный Сибирский Лес" (далее - ООО "СеверСибЛес") о взыскании 494 312 рублей 62 копеек в порядке суброгации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "Федеральная грузовая компания".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2022 года и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года, АО "Альфастрахование" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов об отсутствии вины ответчика в причинении ущерба, указывает, что вина ответчика подтверждена представленными истцом актами ГУ-23 от 26.05.2020 и ВУ-25-М от 26.05.2020 N 40, последний из которых подписан директором ответчика; кроме того, судами не принято мер для истребования документов из органов, составивших акты и протокол от 26.05.2020.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 25.05.2020 на железнодорожных путях необщего пользования ООО "СеверСибЛес" произошел сход 2 вагонов N 60261187, N 25034097, находящихся в собственности АО "Федеральная грузовая компания".
На момент происшествия вагон N 60261187 застрахован истцом по полису страхования средств железнодорожного транспорта N RR91R/085/00170/19/1 от 27.12.2019. Страхователем являлось АО "Федеральная грузовая компания". Срок действия страхового полиса - с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Согласно пункту 2 договора страхования к страховым рискам относятся случаи утраты (гибели) или повреждения застрахованного имущества в результате любого события, произошедшего в период действия страховых полисов, в том числе уничтожения или повреждения имущества по неосторожности.
Согласно материалам дела, 26.05.2020 составлен акт N 40 о повреждении вагона по форме N ВУ-25-М. В акте указано, что причиной повреждения является нарушение ПТЭ, а виновником повреждений является ООО "СеверСибЛес". Указанный акт со стороны ООО "СеверСибЛес" подписан директором общества Мандажи Надеждой Григорьевной.
Также 26.05.2020 составлен акт по форме N ГУ-23, в котором зафиксирован факт повреждения вагона N 60261187 (сход тележки, сход колесной пары).
ООО "СеверСибЛес" проведено оперативное совещание по поводу произошедшего инцидента - оформлено протоколом от 26.05.2020.
На основании акта от 26.05.2020 N 40 о повреждении вагона выдано уведомление N 5319 на ремонт вагона N 60261187.
Из расчетно-дефектной ведомости от 27.07.2020, составленной АО "ВРК-3", действующей на основании договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 06.12.2019 N ФГК-929-15, следует, что стоимость ремонта вагона N 60261187 составила 517 501 рубль 81 копейку.
Согласно акту выполненных работ от 16.07.2020 N 2538, стоимость ремонта отцепочного вагона N 60261187, проведенного АО "Вагонная ремонтная компания-3", составила 621 002 рубля 17 копеек (счет-фактура от 16.07.2020 N 0307680/07000199).
Из представленного расчета суммы расходов за ремонт вагона N 60261187, составленного АО "ФГК" (Новосибирский филиал) следует, что сумма, подлежащая возмещению в результате проведения восстановительного ремонта, составляет 605 114 рубля 68 копеек.
Как следует из уведомления от 16.07.2020 N 49, вагон N 60261187 отремонтирован в соответствии с руководством по ремонту, техническими условиями, чертежами и признан годным к эксплуатации.
АО "Федеральная грузовая компания" обратилось к истцу с заявлением о наступлении страхового случая. В заявлении указано, что повреждение имущества произошло по вине ООО "СеверСибЛес". По результатам рассмотрения заявления истец признал произошедшее происшествие страховым случаем, составил страховой акт, согласно которому размер страхового возмещения определен в сумме 494 312 рублей 62 копеек. Страховое возмещение в указанном размере выплачено страхователю согласно платежному поручению от 09.07.2021 N 82693.
Исполнив свои обязательства по договору страхования, истец предъявил ответчику требование о возмещении ущерба в порядке суброгации.
Поскольку требование истца не было удовлетворено в добровольном порядке (претензионное письмо направлено 16.12.2021, получено ответчиком 11.01.2022, почтовый идентификатор N 80092167284276), истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, установив факт наступления страхового случая, приняв во внимание, что акт по форме ВУ-25-М от 26.05.2020, подписанный директором ответчика, составлен с существенными нарушениями требований Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (в нем не содержатся сведения об обстоятельствах схода вагонов, перечень полученных повреждений при сходе), пришли к выводу о недоказанности истцом наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями в виде убытков в размере выплаченного истцом страхового возмещения за ремонт поврежденного вагона.
Выводы судов соответствуют положениям статей 15, 387, 929, 965, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статей 65, 66, 71, 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводкам кассационной жалобы, протокол разбора у директора ответчика от 26.05.2020 об установлении ответственности общества "СеверСибЛес" содержит сведения о том, что произошел сход вагонов, однако необходимые сведения не были отражены в представленных первичных документах, фиксирующих причины и обстоятельства схода вагонов. Кроме того, отсутствуют доказательства (экспертиза, протокол осмотра пути, фотографии или иные), которыми подтверждается ненадлежащее техническое состояние пути. Кроме того, в протоколе от 26.05.2020 указана дата схода вагонов 25 мая 2019 года, в то время как из материалов дела следует, сход вагонов произошел 25.05.2020.
Суды обоснованно не приняли в качестве надлежащего доказательства вины ответчика в произошедшем случае акт по форме ВУ-25-М от 26.05.2020 N 40 по факту повреждения вагона, поскольку в нем не указаны конкретные причины схода вагонов, объем работ необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. Кроме того, в строке дополнительные данные отсутствуют соответствующие сведения, такие как: величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта (пункт 6.7 Правил), необходимые для указания в случае схода вагонов.
При этом как правильно указали суды, сам по себе факт подписания Мандажи Н.Г. акта N 40, при отсутствии вышеуказанных сведений, не свидетельствует о виновности общества "СеверСибЛес" и нарушении пункта 78 Приказа Министерства транспорта РФ от 27.07.2020 N 256, согласно которому грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, выводов которых не опровергают, о нарушении судами норм права не свидетельствуют.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2022 года по делу N А33-7213/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно не приняли в качестве надлежащего доказательства вины ответчика в произошедшем случае акт по форме ВУ-25-М от 26.05.2020 N 40 по факту повреждения вагона, поскольку в нем не указаны конкретные причины схода вагонов, объем работ необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. Кроме того, в строке дополнительные данные отсутствуют соответствующие сведения, такие как: величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта (пункт 6.7 Правил), необходимые для указания в случае схода вагонов.
При этом как правильно указали суды, сам по себе факт подписания Мандажи Н.Г. акта N 40, при отсутствии вышеуказанных сведений, не свидетельствует о виновности общества "СеверСибЛес" и нарушении пункта 78 Приказа Министерства транспорта РФ от 27.07.2020 N 256, согласно которому грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2023 г. N Ф02-259/23 по делу N А33-7213/2022