город Иркутск |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А19-11425/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
при участии в заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Вуд Континент" - Савостиковой К.В. (доверенность от 19.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вуд Континент" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2022 года по делу N А19-11425/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2022 года по тому же делу, а также заявления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о процессуальном правопреемстве,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вуд Континент" (ОГРН: 1053815000348, ИНН: 3815004411, далее - ООО "Вуд Континент", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1023801012905, ИНН: 3808011062, далее - ГУ ИРО ФСС, ответчик, территориальный орган ФСС) от 16.03.2022 N 07/21-3807-6462 об отказе в возврате 4 878 691 рублей 87 копеек; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия решения о возврате процентов по капитализированным платежам в размере 4 878 691 рубля 87 копеек в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда.
Дело рассмотрено с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1027739443236, ИНН: 7736056647, далее - ФСС, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Вуд Континент" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку обязанность по уплате капитализированных платежей отсутствует в связи с заключением мирового соглашения и прекращением 28.10.2021 производства по делу N А19-680/2018 о признании ООО "Вуд Континент" несостоятельным, то начисленные по капитализированным платежам проценты подлежат возврату в полном объеме (либо частично - за вычетом процентов, начисленных на капитализированные платежи, фактически израсходованные ГУ ИРО ФСС на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121 - 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.3-24, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и поступившим 20.02.2023 и 22.02.2023 в суд округа ходатайствам ответчика и третьего лица:
- ФСС реорганизован в форме присоединения к государственному учреждению - Пенсионному фонду Российской Федерации (ОГРН: 1027700220624, ИНН: 7706016118, далее - ПФ РФ), реорганизация завершена 01.01.2023. В дальнейшем ПФ РФ переименован в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ФПСС);
ГУ ИРО ФСС реорганизовано в форме присоединения к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980, далее - ОПФ по Иркутской области), реорганизация завершена 01.01.2023. В дальнейшем ОПФ по Иркутской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОФПСС по Иркутской области).
В связи с изложенным, на основании пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации на стадии кассационного рассмотрения ФСС (третье лицо) и ГУ ИРО ФСС (ответчик) подлежат замене на правопреемников - соответственно ФПСС и ОФПСС по Иркутской области.
ОФПСС по Иркутской области в отзыве просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
В заседании суда округа представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2018 года (дата объявления резолютивной части и изготовления полного текста судебного акта) по делу N А19-680/2018 ООО "Вуд Континент" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
28.10.2021 определением Арбитражного суда Иркутской области по указанному выше делу утверждено мировое соглашение (далее - мировое соглашение), производство по делу прекращено.
Во исполнение мирового соглашения ООО "Вуд Континент" платежным поручением N 18 от 29.11.2021 перечислило капитализированные платежи в размере 20 380 229 рублей 28 копеек, а также платежным поручением N 28 от 28.12.2021 уплатило начисленные по данным капитализированным платежам проценты в размере 4 878 691 рублей 87 копеек.
Принимая во внимание прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и возобновление ООО "Вуд Континент" своей деятельности, руководствуясь приказом ФСС от 17.05.2021 N 193 "Об утверждении Порядка определения расходов на выплату обеспечения по страхованию, понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, формы заявления страхователя о возврате перечисленных капитализированных платежей и (или) об их зачете (отказе в зачете) в счет предстоящих платежей по страховым взносам", общество обратилось в ГУ ИРО ФСС с заявлениями: 25.01.2022 - о возврате излишне уплаченных капитализированных платежей в размере 20 380 229 рублей 28 копеек; 05.03.2022 - о возврате перечисленных процентов по капитализированным платежам в размере 4 878 691 рубля 87 копеек.
04.02.2022 ГУ ИРО ФСС принято решение о возврате капитализированных платежей в сумме 17 318 563 рублей 10 копеек (за вычетом расходов на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, понесенных территориальным органом ФСС в период банкротства общества в размере 3 061 666 рублей 18 копеек).
Судами указано, что ГУ ИРО ФСС письмом от 16.03.2022 N 07-21/3807-6462 отказало в возврате процентов в размере 4 878 691 рубля 87 копеек, уплаченных в соответствии с пунктом 4 мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2021 года по делу N А19-680/2018.
Не согласившись с решением об отказе, принятым в виде письма, общество 23.03.2022 подало жалобу в ФСС, которая письмом от 11.05.2022 N 0209-14/06-09-7498 признана не подлежащей удовлетворению, на основании того, что действующей редакцией Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не предусмотрен возврат процентов, начисленных на сумму капитализированных платежей.
Общество, полагая неправомерным отказ в возврате процентов, выраженный в письме от 16.03.2022 N 07/21-3807-6462, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку законодательство различает понятия капитализированных платежей и процентов, начисленных за их неуплату. Рассматриваемые проценты не являются излишне уплаченными, поскольку начислены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) и условиями пункта 4 мирового соглашения, утвержденного в деле о банкротстве.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
Как правильно установлено судами и не является спорным в настоящем деле, рассматриваемые проценты по капитализированным платежам начислены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ по ставке рефинансирования в размере 7,5% (действовала на момент введения конкурсного производства). Аналогичная обязанность по уплате процентов также установлена пунктом 4 мирового соглашения.
По настоящему делу также установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что уплаченные 29.11.2021 капитализированные платежи в связи с прекращением производства по делу о банкротстве в части, не израсходованной территориальным органом ФСС, подлежат возврату в сумме 17 318 563 рублей 10 копеек, а сумма израсходованных средств, уплаченных в виде капитализированных платежей, не подлежащая возврату, составляет 3 061 666 рублей 18 копеек.
Согласно пункту 2.1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. Указанные проценты начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Подлежащие начислению и уплате проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.
Данная норма корреспондирует пункту 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Проценты, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, являются дополнительным обязательством, установленным законодательством о несостоятельности в качестве способа компенсации имущественных потерь конкурсного кредитора, уполномоченного органа, вызванных неисполнением соответствующего основного обязательства.
Так, согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица (в том числе в связи завершением процедуры несостоятельности) он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данные платежи предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставление обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется - обеспечение по страхованию) застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев (пункт 1 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863).
В соответствии с абзацами четвертым и седьмым пункта 1 статьи 57 Закона N 127-ФЗ производство по делу о несостоятельности (банкротстве) подлежит прекращению, в частности, в случае заключения мирового соглашения или удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Так как обязанность по уплате капитализированных платежей возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ после ликвидации причинителя вреда, в случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность. Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей".
В связи с изложенным статьей 23.1 Закона N 125-ФЗ установлен порядок возврата страхователю перечисленных капитализированных платежей (или их зачета по волеизъявлению данного лица в счет предстоящих платежей по страховым взносам) в случаях прекращения производства по делу о банкротстве по указанным выше основаниям.
В частности, условием для такого возврата (зачета) является исполнение страхователем установленной настоящим Федеральным законом обязанности по уплате страховых взносов в полном объеме на дату поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и подача такого заявления в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве (пункты 2 и 4 статьи 23.1 Закона N 125-ФЗ).
При этом возврат перечисленных капитализированных платежей и (или) их зачет в счет предстоящих платежей по страховым взносам производятся территориальным органом страховщика за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, понесенных территориальным органом страховщика за период с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства до даты прекращения производства по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 23.1 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, поскольку в силу приведенных выше положений законодательства капитализированные платежи подлежат возврату в связи с отсутствием обязательства по их уплате, то начисленные на них и фактически уплаченные проценты (в части, приходящейся на капитализированные платежи, подлежащие возврату) не могут быть квалифицированы в качестве правомерного способа компенсации потерь, связанных с неисполнением (несвоевременным исполнением) основного обязательства. Следовательно, такие проценты по капитализированным платежам в отсутствие иного специального регулирования подлежат возврату по правилам, установленным для возврата капитализированных платежей.
В соответствии с приведенным выше регулированием и установленными судами по настоящему делу обстоятельствами обществу не могут быть возвращены проценты, начисленные по не подлежащим возврату на основании пункта 3 статьи 23.1 Закона N 125-ФЗ капитализированным платежам в сумме 3 061 666 рублей 18 копеек за период с 18.09.2018 (дату введения конкурсного производства по делу N А19-680/2018) до 29.11.2021 включительно (дату фактического исполнения обязательства по их уплате).
За данный период проценты по капитализированным платежам по ставке рефинансирования, действовавшей на дату введения конкурсного производства, составляют 734 799 рублей 88 копеек, в том числе:
- 66 056 рублей 50 копеек за период с 18.09.2018 по 31.12.2018 (3 061 666 рублей 18 копеек х 7,5%/365 х 105 дней);
- 229 624 рубля 96 копеек за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (3 061 666 рублей 18 копеек х 7,5%);
- 229 624 рубля 96 копеек за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (3 061 666 рублей 18 копеек х 7,5%);
- 209 493 рубля 46 копеек за период с 01.01.2021 до 29.11.2021 (3 061 666 рублей 18 копеек х 7,5%/365 х 333 дня).
Вместе с тем, доводы ответчика и третьего лица о невозможности возврата процентов в сумме 4 143 891 рубля 99 копеек (4 878 691 рулей 87 копеек - 734 799 рублей 88 копеек) в связи с отсутствием механизма их возврата основаны на неправильном толковании положений статей 23 и 23.1 Закона N 125-ФЗ.
Однако суд округа не может принять решение по существу спора относительно законности решения (письма) от 16.03.2022 N 07/21-3807-6462 ввиду отсутствия данного документа в материалах дела на бумажном носителе или в электронном виде. ООО "Вуд Континент" с заявлением о признании данного документа недействительным представило в электронном виде письмо территориального органа ФСС с нечитаемой датой (предположительно от февраля 2022 года) и другим исходящим номером: 02-26/3807-2270.
Таким образом, материалами дела не подтверждается принятие по спорному вопросу решения (письма) от 16.03.2022 N 07/21-3807-6462, в связи с чем, также невозможно проверить данный документ на соответствие законодательству по изложенным в нем мотивам.
Следовательно, выводы судов о законности данного решения, оспариваемого по настоящему делу, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом требование об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возврата 4 878 691 рублей 87 копеек заявлено обществом применительно к пункту 3 части 4, пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит рассмотрению в совокупности с требованием об оспаривании ненормативного правового акта.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, в том числе истребовать решение (письмо) от 16.03.2022 N 07/21-3807-6462 и дать оценку его законности исходя из указанных в нем обстоятельств и на основании полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное решение, а также при необходимости решить вопрос о распределении судебных расходов общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
При этом, поскольку с кассационной жалобой обществом представлен в электронном виде документ об уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, тогда как уплате по данной категории спора об обжаловании ненормативного правового акта при обращении в суд округа подлежала пошлина в сумме 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Государственная пошлина в сумме 1 500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета.
Расходы общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в оставшейся сумме 1 500 рублей подлежат распределению судом первой инстанции исходя из результатов рассмотрения дела по существу спора.
Руководствуясь статьями 48, 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1023801012905, ИНН: 3808011062) и Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1027739443236, ИНН: 7736056647) на их правопреемников - соответственно Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1027700220624, ИНН: 7706016118).
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2022 года по делу N А19-11425/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2022 года по тому же делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вуд Континент" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 54 от 27 декабря 2022 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, в том числе истребовать решение (письмо) от 16.03.2022 N 07/21-3807-6462 и дать оценку его законности исходя из указанных в нем обстоятельств и на основании полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное решение, а также при необходимости решить вопрос о распределении судебных расходов общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
При этом, поскольку с кассационной жалобой обществом представлен в электронном виде документ об уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, тогда как уплате по данной категории спора об обжаловании ненормативного правового акта при обращении в суд округа подлежала пошлина в сумме 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Государственная пошлина в сумме 1 500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2023 г. N Ф02-170/23 по делу N А19-11425/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4853/2022
29.05.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11425/2022
20.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-170/2023
08.12.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4853/2022
17.08.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11425/2022