город Иркутск |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А33-6480/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края представителей общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" - Молева А.Е. (доверенность от 07.11.2022, диплом, паспорт), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Черновой А.Г. (доверенность от 29.12.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2022 года по делу N А33-6480/2022 Арбитражного суда Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок заявлений от 20.01.2022 о постановке на учет объектов в качестве бесхозяйных.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, администрация ЗАТО г. Зеленогорск, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2022 года заявление удовлетворено, бездействие управления, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявлений, признано незаконным, на управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем рассмотрения по существу заявлений.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2022 года решение суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и решение суда оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, способ и порядок обращения в государственный орган с заявлениями о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей законом прямо не регламентированы, в связи с чем поданные обществом заявления от 20.01.2022 неправомерно оставлены управлением без рассмотрения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация ЗАТО г. Зеленогорск, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого акта, просила оставить его без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель управления заявил возражения, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора по настоящему делу является не рассмотрение регистрирующим органом заявлений общества от 20.01.2022 о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, направленных на электронную почту 24_uрr@rоsrееstr.ru, указанную на официальном сайте Управления Росреестра.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции удовлетворил требования в полном объеме, признав бездействие управления нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указал на необходимость рассмотрения по существу заявлений от 20.01.2022 о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что заявления общества от 20.01.2022 поданы в электронном виде в форме, не предусмотренной действующим законодательством, в связи с чем не могли быть приняты регистрирующим органом к рассмотрению. С учетом изложенного, пришел к выводу об отсутствии факта бездействия со стороны управления.
Указанные выводы суда являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру допущенного нарушения.
В соответствии с часть 1 статьи 18 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в публично-правовую компанию, указанную в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, в том числе при выездном приеме (далее - личное обращение); 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений (далее - региональные порталы государственных и муниципальных услуг), официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов (далее - личный кабинет), или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Согласно части 11 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения размещенной на едином портале, региональных порталах государственных и муниципальных услуг, официальном сайте формы заявления с прикреплением соответствующих документов, в том числе посредством использования личного кабинета, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. Заявление и прилагаемые к нему документы при отправлении в электронной форме могут быть сформированы и представлены посредством иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав в соответствии с утвержденными форматами таких заявления и представляемых с ним документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявления о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости и требования к их заполнению, а также требования к форматам таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.
Проанализировав заявления от 20.01.2022, направленные обществом в управление в электронном виде, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", установил, что они поданы заявителем в форме, не предусмотренной действующим законодательством и не могли быть учтены регистрирующим органом.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае управлением не было допущено незаконное бездействие.
Кроме того, суд обоснованно учел, что на настоящий момент решение по обращению общества, поданному в надлежащей форме, было принято регистрирующим органом, оснований считать, что возложение на управление обязанности по повторному рассмотрению первоначальных заявлений (имеющих ту же цель) не может быть признано допустимым с точки зрения действующего законодательства и способным восстановить права заявителя.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2022 года по делу N А33-6480/2022 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 11 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения размещенной на едином портале, региональных порталах государственных и муниципальных услуг, официальном сайте формы заявления с прикреплением соответствующих документов, в том числе посредством использования личного кабинета, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. Заявление и прилагаемые к нему документы при отправлении в электронной форме могут быть сформированы и представлены посредством иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав в соответствии с утвержденными форматами таких заявления и представляемых с ним документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявления о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости и требования к их заполнению, а также требования к форматам таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.
Проанализировав заявления от 20.01.2022, направленные обществом в управление в электронном виде, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", установил, что они поданы заявителем в форме, не предусмотренной действующим законодательством и не могли быть учтены регистрирующим органом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2023 г. N Ф02-743/23 по делу N А33-6480/2022