город Иркутск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А74-6133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Белоглазовой Е.В., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в заседании посредством использования системы веб-конференции представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Распутиной Ирины Павловны (доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РемСервисКоммунар" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 сентября 2022 года по делу N А74-6133/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РемСервисКоммунар" (далее -общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее - администрация) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к концессионному соглашению от 23.07.2019 N 39-д и изложить пункт "Сроки работ" приложения N 4 к концессионному соглашению в следующей редакции: 2024-2027 гг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление), Правительство Республики Хакасия (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2022 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права. Судами оставлены без внимания существенные обстоятельства, препятствующие истцу исполнить обязательства по реконструкции очистных сооружений, в частности, не передача истцу технической документации на объект и технического задания, изменение объема сточных вод, в результате которого деятельность предприятия стала убыточной. Суды не учли, что предприятие просило изменить срок реконструкции в пределах срока действия концессионного соглашения в целях аккумуляции денежных средств, необходимых для выполнения реконструкции.
В отзывах на кассационную жалобу третьи лица, возражая относительно приведенных доводов, просили оставить обжалуемые акты без изменения.
Присутствующий в судебном заседании представитель управления поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.07.2019 сторонами сроком на 10 лет заключено концессионное соглашение N 39-д в отношении объектов водоотведения муниципального образования Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, по условиям которого общество обязалось за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести (реконструировать) имущество, указанное в разделе II настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит ответчику, осуществлять его эксплуатацию и обслуживание, а также осуществлять деятельность по оказанию услуг водоотведения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а администрация обязалась предоставить обществу на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения, для осуществления указанной деятельности.
Сведения о составе и описании, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения и имущества приведены в Приложении 1.
Срок осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, установлен с даты передачи концессионеру имущества по последний день срока действия настоящего соглашения.
При обнаружении концессионером независящих от сторон обстоятельств, делающих невозможным реконструкцию и ввод в эксплуатацию объекта соглашения в сроки, установленные настоящим соглашением, и (или) использование (эксплуатацию) объекта соглашения, концессионер обязуется немедленно уведомить концедента об указанных обстоятельствах в целях согласования дальнейших действий сторон по исполнению настоящего соглашения. Концессионер обязан приступить к использованию (эксплуатации) объекта соглашения, объектов, входящих в состав объекта соглашения в срок, указанный в разделе IX настоящего соглашения (пункты 7, 8 раздела IV соглашения).
В случае, если концедент допустил просрочку исполнения своих обязательств, что сделало невозможным исполнение обязательств концессионером в установленные в настоящем разделе сроки, сроки выполнения обязательств концессионером, указанные в настоящем разделе продлеваются на период такой просрочки. Сроки выполнения обязательств концессионера, указанные в настоящем разделе соглашения, также продлеваются на период, в котором исполнение соответствующих обязательств было невозможно в связи с объективными обстоятельствами, независящими от сторон, в том числе в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
В соответствии с приложением N 4 к концессионному соглашению общество обязалось осуществить реконструкцию (КНС 4) МКК в период с 2020 по 2023 годы.
15.04.2021 общество уведомило администрацию о неполучении технического задания на реконструкцию, в котором должны быть указаны технические параметры объекта, а также намерении требовать возмещения недополученных им доходов.
Претензией от 02.06.2022 истец обратился к ответчику с просьбой продлить срок начала исполнения обязательства по реконструкции на срок равный с момента заключения договора до момента предоставления полного пакета документов, необходимых концессионеру для выполнения принятых на себя обязательств.
Отказ администрации от подписания дополнительного соглашения к концессионному соглашению послужил основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, арбитражные суды руководствовались положениями статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и исходили из отсутствия правовых оснований для изменения концессионного соглашения, указав, что обществу при заключении соглашения достоверно было известно о перечне документов относящихся к передаваемому объекту концессии, в состав которого техническое задание не включалось; срок для предъявления претензий об устранении выявленных недостатков, установленный концессионным соглашением, пропущен. Кроме того, суды посчитали, что ухудшение финансового состояния общества не может быть расценено в качестве основания для внесения в соглашение изменений по правилам статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон).
Согласно статье 3 Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Частью 1 статьи 10 Закона определены существенные условия концессионного соглашения, к которым в том числе отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
В соответствии с частью 3.4 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Обращаясь в суд с требованиями об изменении концессионного соглашения, общество сослалось на отсутствие полной технической документации на объект концессионного соглашения, объем сточных вод в два раза меньше, чем указано в конкурсной документации, вследствие чего утвержденный тариф не позволяет получить прибыль, необходимую для проведения реконструкции КНС.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что обществу при заключении концессионного соглашения достоверно было известно о составе документов относящихся к передаваемому объекту концессии, техническое задание в этом перечне не указано.
Отсутствие данного документа, как установили суды, не препятствовало обществу с 2019 года эксплуатировать имущество, переданное в концессию. С требованием о представлении документов, необходимых для полноценного и своевременного выполнения работ, общество до 2021 года не обращалось.
Ухудшение финансового состояния общества, как верно указано судами, само по себе не может быть расценено в качестве обстоятельств непреодолимой силы и не является основанием для внесения в соглашение изменений по правилам статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды верно посчитали, что приведенные обществом доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом обстоятельств для изменения концессионного соглашения.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу сводятся к несогласию с установленными судами обстоятельствами, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 сентября 2022 года по делу N А74-6133/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3.4 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
...
Ухудшение финансового состояния общества, как верно указано судами, само по себе не может быть расценено в качестве обстоятельств непреодолимой силы и не является основанием для внесения в соглашение изменений по правилам статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2023 г. N Ф02-1083/23 по делу N А74-6133/2022