город Иркутск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А69-3125/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Яцкевич Ю.С.,
судей Белоглазовой Е.В., Кушнаревой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Деревцовой К.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции: представителя министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ховалыг Д. С. (доверенность от 09.02.2023), представителя общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" Доможакова А. В. (доверенность от 28.02.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 13 сентября 2022 года по делу N А69-3125/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" (ОГРН 1121719002195, ИНН 1701051679, г. Кызыл, далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ОГРН 1071701000183, ИНН 1701041078, г. Кызыл, далее также - Министерство, ответчик), в котором общество просило признать незаконными распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 25.02.2022 N 64-р "Об отмене распоряжения от 17.10.2018 N 474-р "О предоставлении в аренду", а также распоряжения от 25.02.2022 N 65-р "О внесении изменений в распоряжение N 13-р от 04.02.2020 г."; понудить Министерство заключить с истцом договор долгосрочной аренды земельного участка общей площадью 400 кв. м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы 84, с разрешенным использованием под строительство торгового объекта, сроком на 20 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2022 года, заявление удовлетворено. Судом признаны незаконными распоряжения Министерства, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора долгосрочной аренды земельного участка сроком на 20 лет.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не приняли во внимание положения части 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые устанавливают переходный период, в течение которого возможно было предоставить обществу земельный участок для строительства по процедуре предварительного согласования выбора испрашиваемого участка в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). Исходя из содержания данной нормы, процедура предоставления земельного участка для строительства, начатая до 01 марта 2015 года, должна была быть завершена до 01 марта 2018 года, однако на момент вынесения оспариваемых распоряжений процедура предоставления земельного участка не была завершена в связи с отсутствием у общества результатов межевания.
Как указывает Министерство, действующими нормами (часть 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 14.2 Конституционного закона Республики Тыва "О земле") не предусмотрено предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов в целях размещения магазина.
Общество в представленном отзыве на кассационную жалобу с доводами жалобы не согласилось, сославшись на их необоснованность.
В судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва доводы кассационной жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственность "Алмаз" поддержал доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 27 января 2023 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения арбитражным судом и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.04.2013 Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла выдал обществу акт выбора и обследования земельного участка N 1 под строительство магазина, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, общей площадью 400 кв. м.
Актом выбора и обследования земельного участка для установления охранной и санитарно-защитной зоны с разрешением под строительство магазина от 30.04.2013 N 1, общество согласовало с муниципальными организациями инженерной, транспортной и социальной инфраструктур условия использования земельным участком.
В газете "Кызыл неделя" от 14.05.2013 опубликовано информационное сообщение о том, что в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла поступило заявление от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, общей площадью 400 кв. м., под строительство магазина.
23.11.2016 общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании (утверждении) акта выбора земельного участка от 30.04.2013 N 1 с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет под строительство магазина с местоположением по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, общей площадью 400 кв. м (вх. N 5851 от 23.11.2016).
Решением, изложенным в письме от 21.12.2016 N ЭЧ-3891, Министерство отказало обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на нарушение пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, указывая на истечение срока действия акта выбора и обследования земельного участка от 30.04.2013 N 1 (истёк 30.04.2016), а также на то, что к данному акту должны прилагаться утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства в предоставлении земельного участка не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 21.12.2016 N ЭЧ-3891 незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 февраля 2017 года по делу N А69-15/2017 заявление общества удовлетворено, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта от 30.04.2013 N 1, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Алмаз" выбора и обследования земельного участка, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл, на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, с разрешенным использованием - под строительство торгового объекта, общей площадью 400 кв. м.
Министерством принято распоряжение от 17.10.2018 N 472-р "Об исполнении решения суда", которым утвержден акт от 30.04.2013 N 1 выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов, находящегося по адресу (адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84 - в целях использования под строительство магазина, общей площадью 400 кв. м., акт выдан ООО "Алмаз".
Так же 17.10.2018 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва принято распоряжение N 478-р "О предоставлении в аренду", в соответствии с которым обществу предоставили в аренду сроком на 20 лет земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл на 130 метров в северную сторону от дома по ул. Дружбы, 84, с разрешенным использованием (назначением) под строительство магазина, общей площадью 400 кв. м.
Распоряжением N 13-р от 04.02.2020 Министерство утвердило схему расположения указанного земельного участка. В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения, срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 года.
Министерством приняты распоряжения от 25.02.2022 N 64-р "Об отмене распоряжения от 17.10.2018 N 474-р "О предоставлении в аренду" и N 65-р "О внесении изменений в распоряжение N 13-р от 04.02.2020 г.", исключившего пункт 3.
Заявитель, посчитав указанные распоряжения Министерства нарушающими его права и законные интересы и не соответствующими нормам действующего законодательства, обратился в суд с указанными требованиями.
Руководствуясь положениями статей 39.1, 39.2, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 пункта 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу названного Федерального закона, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в пределах срока действия акта выбора до 01.03.2018, в установленные законом сроки Министерством вопрос о предоставлении обществу земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции не разрешен, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, признал оспариваемые распоряжения незаконными и обязал заключить договор долгосрочной аренды земельного участка сроком на 20 лет.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Между тем принятые судом первой инстанции и апелляционным судом решение и постановление подлежат отмене в связи со следующим.
На момент возникновения спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под строительство, порядок предоставления таких участков регулировался статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), предусматривавшими возможность предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов на торгах или с предварительным согласованием места размещения объекта в аренду.
При предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта была детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица: обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации); в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. Случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 34 указанного закона установлены переходные положения, согласно которым до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
По смыслу данной нормы законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
Такой подход к толкованию указанного закона нашел отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2017 N 304-КГ17-4425 по делу N А45-503/2016.
Вместе с тем суд первой инстанции, выводы которого поддержал арбитражный апелляционный суд, неверно истолковал указанные положения и признал возможным завершить уже начатую процедуру предоставления земельного участка без проведения торгов при наличии факта обращения общества с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, после 01.03.2015 и до 01.03.2018.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 этого же Кодекса основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании (утверждении) акта выбора земельного участка от 30.04.2013 N 1 с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет под строительство магазина только 23.11.2016; доказательства, свидетельствующие об обращении общества с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном участке до 01.03.2015, а так же о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном участке до 01.03.2015, в материалах дела отсутствуют, на наличие таких доказательств стороны спора не ссылались.
Поскольку положения Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, и переходные положения Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривают возможность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 01.03.2015, права и законные интересы заявителя, имеющего право на получение спорного участка в аренду для строительства на торгах, не нарушены, суд округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания недействительными распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 25.02.2022 N 64-р "Об отмене распоряжения от 17.10.2018 N 474-р "О предоставлении в аренду", а также распоряжения от 25.02.2022 N 65-р года "О внесении изменений в распоряжение N 13-р от 04.02.2020 г.".
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене. При этом при установленных по делу обстоятельствах суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 13 сентября 2022 года по делу N А69-3125/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от13 декабря 2022 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу данной нормы законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
Такой подход к толкованию указанного закона нашел отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2017 N 304-КГ17-4425 по делу N А45-503/2016.
...
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 этого же Кодекса основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2023 г. N Ф02-494/23 по делу N А69-3125/2021