город Иркутск |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А10-4981/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Васиной Т.П., Кушнаревой Н.П.
при ведении протокола и обеспечении использования системы веб-конференции помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Стародубовой Е.А. (доверенность от 08.12.2020) и представителя администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия Груздева В.В. (доверенность от 26.07.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 августа 2022 года по делу N А10-4981/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532, п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, далее также - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с исками к Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850, г. Чита, далее также - управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия) об устранении нарушения прав муниципального образования "Северо-Байкальский район" на земельные участки, занятые переданными в собственность этого муниципального образования объектами недвижимости, путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 03:17:000000:4 и 03:17:090204:4 (дела N А10-4981/2019 и N А10-4988/2019).
Определением от 17 января 2020 года по делу N А10-4981/2019 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее также - ОАО "РЖД"), являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:4.
Определением от 20 марта 2020 года дела N А10-4981/2019 и N А10-4988/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А10-4981/2019.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 36" п. Новый Уоян, муниципальное образование городского поселения "поселок Новый Уоян", муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным хозяйством", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Лесная поляна", а также Агдыреева Татьяна Михайловна, Архипенко Евгений Геннадьевич, Архипенко Наталья Викторовна, Архипенко Софья Евгеньевна, Аюшеев Цыден Намдыкович, Богидаева Галина Ивановна, Быков Михаил Григорьевич, Варфоломеева Нелли Михайловна, Васильев Александр Витальевич, Васильев Евгений Витальевич, Дианова Валентина Алексеевна, Дианова Валентина Алексеевна, Егорова Ольга Николаевна, Ермизова Нина Михайловна, Ермизов Александр Витальевич, Жариков Всеволод Евгеньевич, Зиннатуллина Галина Кирилловна, Зиннатуллина Дарья Раильевна, Имыкшенов Геннадий Борокшинович, Карапетян Анна Гагиковна, Качин Алексей Юрьевич, Ковальчук Ольга Ивановна, Кондратьев Сергей Алексеевич, Кондрашова Елизавета Владимировна, Конев Виктор Ефимович, Кроль Анатолий Васильевич, Матвеева Татьяна Геннадьевна, Матвеев Александр Александрович, Матвеев Александр Иванович, Матвеев Олег Александрович, Мукштадт Виктор Альбертович, Мукштадт Илона Викторовна, Мукштадт Кристина Викторовна, Налетова Надежда Владимировна, Рыбина Ирина Викторовна, Слезенко Валентина Геннадьевна, Томилова Ольга Николаевна, Тришкина Антонина Николаевна, Федосеева Анастасия Васильевна, Фроловский Дмитрий Борисович, Хамидуллина Любовь Михайловна, Цаккер Лариса Николаевна, Цаккер Элона Павловна и Цамакаева Надежда Александровна.
В ходе рассмотрения дела администрация заявила об отказе от иска в части оспаривания зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:17:090204:4.
Определением от 7 августа 2020 года отказ от иска в этой части судом принят и производство по делу в указанной части прекращено.
В последующем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация уточнила иск и просила произвести раздел земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4 путем исключения из его характеристик площади земельного участка с кадастровым номером 03:17:090144:15 в размере 28 013 кв. м, площади земельного участка с кадастровым номером 03:17:090120:8 в размере 16 697 кв. м, площади земельного участка с кадастровым номером 03:17:090142:11 в размере 25 495 кв. м, площади земельного участка с кадастровым номером 03:17:090113:5 в размере 1 357 кв. м, площади земельного участка с кадастровым номером 03:17:090202:3 в размере 144 кв. м и образования следующих земельных участков: в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090104:1 (входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4) - земельных участков площадью 39 158 кв. м и 32 499 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске; в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090111:3 - земельных участков площадью 11 029 кв. м и 4 469 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске; в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090112:10 - земельных участков площадью 20 052 кв. м и 3 310 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске; в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090113:6 - земельных участков площадью 26 212 кв. м и 2 852 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске; в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090202:6 - земельных участков площадью 152 415 кв. м и 5 765 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске; в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090145:3 - земельного участка площадью 33 666 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске; в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090146:4 - земельного участка площадью 15 739 кв. м с координатами поворотных точек, указанных в уточненном иске. При этом администрация просила также признать отсутствующим зарегистрированные в ЕГРН 22.08.2005 и 10.08.2007 право собственности Российской Федерации и право аренды ОАО "РЖД" (договор аренды от 07.06.2007 N 75/07) на следующие части земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4: земельного участка с кадастровым номером 03:17:090144:15 площадью 28 013 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 03:17:090120:8 площадью 16 697 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 03:17:090142:11 площадью 25 495 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 03:17:090113:5 площадью 1 357 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 03:17:090202:3 площадью 144 кв.м и земельного участка площадью 32 499 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090104:1, земельного участка площадью 4 469 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090111:3, земельного участка площадью 3 310 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090112:10, земельного участка площадью 2 852 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090113:6, земельного участка площадью 5 765 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090202:6, земельного участка площадью 33 666 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090145:3, земельного участка площадью 15 739 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:090146:4, с координатами поворотных точек границ, указанных в уточненном иске.
Определением от 21 января 2022 года уточнение исковых требований судом принято.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2022 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия и ОАО "РЖД" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просили их отменить и принять новый судебный акт.
В поданных жалобах ответчики сослались на ошибочность выводов судов о наличии оснований для удовлетворения предъявленных администрацией требований. В частности, ответчики выразили несогласие с выводами судов о наличии у истца исключительного права на формирование земельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания принадлежащих ему объектов недвижимости, и указали на необоснованное применение судами не подлежащих применению в настоящем случае норм статей 1, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ныне действующей редакции) и статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые не были приняты на дату передачи муниципальному образованию этих объектов недвижимости. Кроме того, ответчики также указали на необоснованное отклонение судами их доводов об одновременном изменении администрацией в ходе рассмотрения дела предмета и основания предъявленного иска, о несоблюдении ей досудебного порядка урегулирования спора, а также о том, что принадлежащие истцу объекты (сети теплоснабжения, канализации, водоснабжения, горячего водоснабжения) представляют собой подземные сооружения, в связи с чем образование земельных участков под ними, равно как и последующее предоставление таких участков истцу, является незаконным. По мнению общества, иск администрации предъявлен к нему как к ненадлежащему ответчику.
В настоящем судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и письменных пояснениях общества.
Представитель истца в представленных отзыве, письменных и устных пояснениях указал на несостоятельность доводов ответчиков, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия и третьи лица своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определения о принятии кассационных жалоб к производству и назначении судебного заседания по их рассмотрению от 25 января и 1 февраля 2023 года выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлены участвующим в деле лицам посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия и третьих лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах и отзыве на них, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, являющийся единым землепользованием земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:4 площадью 908 900 кв. м, имеющий местоположение: Республика Бурятия, Северобайкальский район, пгт. Новый Уоян, находится в собственности Российской Федерации (право собственности Российской Федерации зарегистрировано 22.08.2005) и на основании договора аренды от 07.06.2007 N 75/07 передан управлением Росимущества по Республике Бурятия в аренду ОАО "РЖД" для использования в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (для полосы отвода). Указанный участок поставлен на кадастровый учет 06.08.2004.
В состав этого участка вошли обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 03:17:090103:3, 03:17:090104:1, 03:17:090110:1, 03:17:090111:3, 03:17:090112:10, 03:17:090113:6, 03:17:090114:4, 03:17:090120:8, 03:17:090142:11, 03:17:090143:2, 03:17:090144:15, 03:17:090145:3, 03:17:090146:4, 03:17:090201:1, 03:17:090202:6, 03:17:090204:6, 03:17:090237:10, 03:17:090238:5, 03:17:090239:8, 03:17:090241:8 и 03:17:090242:4.
На указанном участке расположен ряд объектов недвижимого имущества, принадлежащих муниципальному образованию "Северо-Байкальский район", а именно:
- сети теплоснабжения с кадастровым номером 03:17:000000:5426 общей протяженностью 18,2373 км, сети канализации с кадастровым номером 03:17:000000:5428 общей протяженностью 12,91917 км, сети водоснабжения с кадастровым номером 03:17:000000:5429 общей протяженностью 18,2373 км, сети горячего водоснабжения с кадастровым номером 03:17:000000:5430 общей протяженностью 6,037 км, помещение центрального теплового пункта N 2 с условным номером 03-03-11/029/2011-125 общей площадью 107,1 кв. м, здание станции насосной второго подъема с кадастровым номером 03:17:000000:1759 общей площадью 161,1 кв. м, здание бактерицидной с кадастровым номером 03:17:000000:2195 общей площадью 50 кв. м, здание скважины N 1 с кадастровым номером 03:17:000000:1731 общей площадью 8,1 кв. м, здание скважины N 2 с кадастровым номером 03:17:000000:1747 общей площадью 7,4 кв. м, здание скважины N 3 с кадастровым номером 03:17:000000:1716 общей площадью 8,1 кв. м., переданных муниципальному образованию на основании постановления Президиума Верховного Совета Республики Бурятия от 16.12.1992 N 1067-XII "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в муниципальную собственность Баунтовского, Бичурского, Джидинского, Иволгинского, Курумканского, Кяхтинского, Муйского, Северо-Байкальского, Тарбагатайского, Хоринского районов и г. Северобайкальска";
- здание канализационной насосной станции N 3 с кадастровым номером 03:17:090113:27 общей площадью 47,2 кв. м, здание станции биологической очистки с кадастровым номером 03:17:070104:92 общей площадью 399,3 кв. м и помещение канализационной насосной станции N 2 с кадастровым номером 03:17:090113:38 общей площадью 93,2 кв. м, переданные из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Северо-Байкальский район" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 1204-р.
Кроме вышеперечисленных объектов, в границы земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4 вошли также земельные участки, правообладателями которых являются иные субъекты (в том числе третьи лицами по настоящему делу).
Ссылаясь на то, что заявления с просьбой об исключении из границ земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:4 земельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания принадлежащих ему объектов недвижимости (письма от 25.03.2009 N N 542, от 03.04.2009 N 156, от 31.03.2011 N 742, от 21.03.2014 N 998, от 22.10.2014 N 4212), управлением Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия оставлены без удовлетворения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просила осуществить раздел земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4 с образованием в результате такого раздела земельных участков, необходимых для эксплуатации принадлежащих муниципальному образованию объектов недвижимости, а также признать отсутствующим право собственности Российской Федерации и право аренды ОАО "РЖД" в отношении соответствующих частей указанного выше земельного участка.
При рассмотрении дела в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения возникшего спора, суд первой инстанции определением от 20 августа 2020 года назначил судебную землеустроительную экспертизу, а определением от 4 мая 2022 года - дополнительную судебную экспертизу, проведение которых поручил эксперту ООО "Геотех-экспертиза" Шерхоевой И.Г.
По результатам проведения экспертиз в материалы дела представлены соответствующие заключения эксперта от 30.11.2020 N 99/20 и от 15.07.2022 N 152/22.
Удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 11, 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 11.2, 11.3, 11.9, 19, 39.20, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", разъяснениями, изложенными в пунктах 49, 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктах 22, 23, 24, 25, 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", и, приняв за основу заключения эксперта, указали на возможность раздела земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:4 и образования в результате такого раздела испрашиваемых истцом земельных участков, а также на восстановление законных интересов истца (с целью последующего оформления им прав на эти участки) путем признания отсутствующими прав ответчиков на соответствующие части земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:4. Суды также отклонили возражения ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, о несоблюдении им досудебного порядка урегулирования спора и возможности передачи земельных участков в административном порядке, а также на отсутствие у него прав на образование и приобретение земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости.
Между тем принятые судом первой инстанции и апелляционным судом решение и постановление подлежат отмене в связи со следующим.
В рамках настоящего дела истец предъявил требование о разделе земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4 и признании отсутствующими прав ответчиков на те части этого участка, на которых расположены принадлежащие ему объекты недвижимости. Указанные требования предъявлены истцом в целях защиты его прав как собственника соответствующих объектов недвижимости и мотивированы нарушениями, допущенными при формировании данного земельного участка и оформлении прав Российской Федерации на него, а именно - необоснованным включением в пределы границ этого участка тех его частей, на которых расположены принадлежащие истцу объекты.
Исходя из этого при рассмотрении настоящего дела подлежат применению нормы законодательства, действовавшего на дату формирования спорного земельного участка (06.08.2004) и регистрации права собственности Российской Федерации на него (22.08.2005) (далее также - спорный период).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период и действующей в настоящее время, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Данный принцип является одним из основополагающих начал земельного законодательства, который действует как непосредственно, так и через другие нормы. В частности, в спорный период указанный принцип проявлялся в статьях 35 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 273 Гражданмского кодекса Российской Федерации, а также в статьях 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пунктах 1 и 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, было указано, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. За исключением предусмотренных этой статьей случаев, отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Соответствующие правила были также изложены в статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в той же редакции граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и не условиях, которые установлены этим Кодексом и федеральными законами.
В настоящее время аналогичное положение об исключительном праве на приобретение земельных участков предусмотрено пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" предусматривал, что основанием внесения находящихся в государственной собственности земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 этого закона.
Аналогичные критерии разграничения государственной собственности на землю предусмотрены в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступивших в силу 01.07.2006 и действующих в настоящее время.
Из указанного выше принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов следует недопустимость при формировании земельных участков и оформлении прав на них включать в состав таких участков площади, занятые объектами недвижимости, принадлежащими другим лицам, поскольку этим нарушаются права последних.
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности заключения эксперта ООО "Геотех-Экспертиза" Шерхоевой И.Г. от 30.11.2020 N 99/20 и от 15.07.2022 N 152/22, суды установили, что принадлежащие муниципальному образованию "Северо-Байкальский район" объекты недвижимого имущества расположены в пределах земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 03:17:000000:4, при этом каких-либо объектов железнодорожной инфраструктуры в определенных экспертом границах участков, на которых расположены эти объекты недвижимости, не имеется. С учетом заключений эксперта и его пояснений в судебных заседаниях суды также установили, что после формирования таких участков под объекты недвижимости остающийся в собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:4 соответствует максимальным показателям норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 06.08.2018 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог". Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что формирование этого земельного участка в 2004 году и оформление права собственности Российской Федерации на него было произведено с нарушением установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и, соответственно, с нарушением прав и интересов истца.
При этом отсутствие у муниципального образования "Северо-Байкальский район" на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:4 и регистрации права собственности Российской Федерации на него прав в отношении земельных участков, непосредственно занятых принадлежащими ему объектами недвижимости, для которых такие участки должны быть предоставлены, вопреки мнению ответчиков, не свидетельствует о неправомерности предъявленных истцом требований, так как эти требования направлены не на признание решением суда каких-либо прав истца на соответствующие участки (что допустимо в случае наличия таких прав), а на формирование отдельных земельных участков под этими объектами и оспаривание прав ответчиков на них с целью возможности последующего оформления истцом своих прав на такие участки.
Вместе с тем, принимая обжалуемые судебные акты, суды не учли следующее.
В состав объектов недвижимого имущества, в связи с наличием и принадлежностью которых истец предъявил настоящий иск, входят линейные объекты - сети теплоснабжения, канализации, холодного и горячего водоснабжения. Согласно имеющимся в материалах дела техническим паспортам этих объектов они имеют характер преимущественно подземных сооружений (сооружений с подземным залеганием).
Так, протяженность подземной прокладки сетей теплоснабжения составляет 15,9002 км (глубина прокладки - 2 м), протяженность подземной прокладки сетей канализации - 8,45614 км (глубина прокладки - 1,6 м), протяженность подземной прокладки сетей холодного водоснабжения - 15,9002 км (глубина прокладки - 2 м), протяженность подземной прокладки сетей горячего водоснабжения - 5,3427 км (глубина прокладки - 2 м).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации в той же редакции, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Аналогичное понимание земельного участка как объекта недвижимого имущества и объекта права собственности существует и в настоящее время (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из указанного выше понимания земельного участка, в спорный период в силу действовавшего земельного и гражданского законодательства нахождение под земельным участком подземных инженерных коммуникаций не предоставляло собственникам таких коммуникаций каких-либо прав в отношении такого участка, в том числе право на его последующее приобретение.
Действующее земельное и гражданское законодательство также не предоставляет собственникам соответствующих коммуникаций каких-либо вещных прав в отношении земельных участков. В частности, пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном этим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В этой связи наличие в собственности муниципального образования подземных инженерных коммуникаций не свидетельствует о нарушении его прав при формировании земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:4 и регистрации на этот участок права собственности Российской Федерации и о наличии у истца в настоящее время возможности заявлять о каких-либо правопритязаниях в отношении соответствующих частей этого участка.
Как указано выше, в собственности муниципального образования "Северо-Байкальский район" находятся также два помещения в зданиях, в связи с наличием которых им предъявлены исковые требования по настоящему делу, - помещение в центральном тепловом пункте N 2 и помещений в канализационной насосной станции N 2.
Статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, также как и ранее действовавшая статья 36 этого Кодекса, предусматривает различные возможности оформления прав на земельные участки в случае принадлежности помещений в здании разным лицам на разном праве. В данном случае настоящие исковые требования предъявлены истцом в целях последующего оформления своих прав на соответствующие образованные в результате раздела земельные участки.
Однако суды не выяснили, кому и на каком праве принадлежат иные помещения в этих зданиях, имеются ли ограниченные вещные права (право хозяйственного ведения или оперативного управления) иных лиц на помещения, принадлежащие истцу, а также какие нормы права будут являться основанием для возникновения у него прав на соответствующие земельные участки.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего применить подлежащие применению к отношениям сторон нормы материального права и разрешить имеющийся спор. Кроме того, по итогам рассмотрения дела суду также необходимо распределить между сторонами расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом "РЖД" при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 августа 2022 года по делу N А10-4981/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2022 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующее земельное и гражданское законодательство также не предоставляет собственникам соответствующих коммуникаций каких-либо вещных прав в отношении земельных участков. В частности, пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном этим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
...
Статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, также как и ранее действовавшая статья 36 этого Кодекса, предусматривает различные возможности оформления прав на земельные участки в случае принадлежности помещений в здании разным лицам на разном праве. В данном случае настоящие исковые требования предъявлены истцом в целях последующего оформления своих прав на соответствующие образованные в результате раздела земельные участки."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф02-50/23 по делу N А10-4981/2019