город Иркутск |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А19-3589/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании до и после перерыва представителей: общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Деткова И.В. (доверенность от 10.01.2023, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "Сарма-2000" Ревиной Е.М. (доверенность от 01.02.2023, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2022 года по делу N А19-3589/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, г. Иркутск, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сарма-2000" (ОГРН 1023801546450, ИНН 3811009592, г. Иркутск, далее - ООО "Сарма-2000", ответчик) о взыскании долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в размере 129 018 рублей 78 копеек, неустойки в размере 40 487 рублей 55 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Истец в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судами норм процессуального права.
Истец указывает на недоказанность факта отсутствия хозяйственной деятельности на объектах ответчика, поскольку фактически в здании ООО "Сарма-2000" ведется деятельность по производству бетона аффилированным к ответчику лицом. Указывает, что численность работников ООО "Сарма-2000" не может быть нулевой, поскольку у данного общества имеется руководитель.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 04.04.2023 представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал, представитель ответчика возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 45 минут 06 апреля 2023 года, о чем сделано публичное извещение.
В судебном заседании после перерыва лица, участвующие в деле, поддержали ранее озвученные правовые позиции.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "РТ-НЭО Иркутск" является региональным оператором по обращению с ТКО.
Ответчику на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание нежилое - склад металлический площадью 364.8 кв.м по адресу:
г. Иркутск, ул. Напольная, д.160;
- здание нежилое - склад шлакобетонный площадью 32.7 кв.м по адресу:
г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 215;
- здание нежилое - бетонно-растворный узел. Административное здание площадью 76.1 кв.м по адресу: г. Иркутск г., ул. Баррикад;
- здание нежилое - склад железобетонный площадью 459.2 кв.м по адресу: Иркутская область, Иркутск г., ул. Напольная, д.160;
- здание нежилое - проходная площадью 2.7 кв.м по адресу: Иркутская область, Иркутск г., ул. Баррикад, д.215;
- здание нежилое - мастерская площадью 106.2 кв.м по адресу: Иркутская область, Иркутск г., ул. Напольная, д.160.
В обоснование исковых требований истец сослался на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО N 5885-2019/ТКО от 17.01.2019 в порядке положений пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156 (далее - Правила N 1156). Расчет объема ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 произведен по нормативу потребления.
Ссылаясь на неоплату задолженности, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании основного долга, неустойки.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из отсутствия доказательств ведения ответчиком хозяйственной деятельности на спорных объектах.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) приведено понятие твердых коммунальных отходов - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Таким образом, условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования. Следовательно, собственник здания обязан вносить плату за услугу по обращению с ТКО в силу презумпции необходимости обеспечивать сохранность и надлежащее санитарное состояние здания и прилегающей к нему территории.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
При заключении договора собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора (пункт 8(18) Правил N 1156).
Кроме того, из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом со стороны регионального оператора не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Исходя из указанных норм, существа заявленных требований и возражений, истец, как профессиональный участник правоотношений в сфере обращения с ТКО обязан доказать обстоятельства, связанные с фактическим оказанием услуг, их объемом и стоимостью.
В свою очередь, потребитель не лишен возможности доказать факт отсутствия ведения им хозяйственной деятельности и, соответственно, отсутствие у него образования ТКО применительно к используемым истцом нормативам. В качестве таких доказательств могут быть представлены, в том числе, сведения о фактическом потреблении в зданиях ответчика коммунальных услуг (вода, тепловая энергия, электрическая энергия), акты проверок контролирующих органов и т.п.
В настоящем деле суды в качестве доказательств отсутствия ведения ответчиком хозяйственной деятельности сослались на заключения Министерства имущественных отношений Иркутской области, согласно которым по результатам визуального осмотра здания ответчика (кроме бетонно-растворного узла) не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом нежилое здание бетонно-растворный узел используется по назначению.
Суды посчитали, что само по себе производство бетона не образует ТКО, и согласились с доводами ответчика, представившего сведения о численности работников ООО "Сарма-2000" - 0 человек и о консервации установки бетонно-растворного узла.
Кассационная коллегия полагает, что выводы судов об отсутствии ведения ответчиком хозяйственной деятельности сделаны с нарушением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, визуальный осмотр помещений ООО "Сарма-2000" производился с 23.09.2020 по 31.12.2020 (т.1, л.д. 93), тогда как спорный период с 01.01.2019 по 30.04.2021. Судами не разрешены противоречия между утверждением ответчика о неиспользовании им бетонно-растворного узла и отсутствием работников, с одной стороны, и выводами Министерства имущественных отношений Иркутской области об использовании данного здания по назначению. При этом производственная деятельность объективно требует наличия рабочей силы, что влечет образование ТКО.
Судами не оценены сведения из представленной ответчиком налоговой декларации, в которой указано на наличие у него доходов по итогам 2020 года (т.1, л.д. 82-83), а также сведения о том, что среднесписочная численность работников ООО "Сарма-2000" составляет 1 человек, а не ноль (т. 2, л.д. 6-17).
Ответчик не ссылается на то, что своевременно в течение спорного периода с 01.01.2019 по 30.04.2021 уведомлял истца об отсутствии ведения хозяйственной деятельности или просил приостановить действие договора.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты нельзя признать законными, обоснованными и мотивированными, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, поскольку они приняты с нарушением норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов; выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам (части 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду учесть изложенное в настоящем постановлении; оценить все представленные в материалы дела доводы и доказательства (в том числе, обоснованность используемых в расчетах нормативов ТКО); принять новый судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2022 года по делу N А19-3589/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2022 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При заключении договора собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора (пункт 8(18) Правил N 1156).
Кроме того, из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф02-338/23 по делу N А19-3589/2022