город Иркутск |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А19-3547/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей Белоножко Т.В., Клепиковой М.А.,
с участием представителей садоводческого некоммерческого товарищества "Спутник" Климашенко И.В. (доверенность от 10.01.2023 N 2-юр) и Максимовой И.А. (председатель), общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Аскарова Ш.Р. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Спутник" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046) обратилось в Арбитражный Иркутской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Спутник" (ОГРН 1033802455807, ИНН 3827009887, далее - СНТ "Спутник") о взыскании 59 457 рублей 93 копеек задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 18 442 рублей 72 копеек неустойки.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по существу спора судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам.
Заявитель не соглашается с выводами судов о доказанности факта оказания истцом услуг и их объема.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, сославшись на их несостоятельность (письменный отзыв от 03.04.2023).
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель истца их отклонил.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.04.2023 объявлялся перерыв до 11.04.2023. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе судей с участием представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом иска является требование о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу ТКО и применении ответственности за их несвоевременную оплату.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик сослался на отсутствие организованной контейнерной площадки до августа 20221 года и осуществление вывоза ТКО с привлечением третьих лиц в период январь-июль 2019 года.
При рассмотрении спора суды исходили из наличия между сторонами истцом и ответчиком обязательственных правоотношений на условиях типового договора начиная с января 2019 года.
Суды признали, что место сбора и накопления ТКО определяется в соответствии с приложением N 1 к договору по адресу: г. Иркутск, ул. 1-я Ключевая, 45.
Поскольку образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов, суды пришли к выводу об обязанности ответчика оплатить услуги регионального оператора по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования таких отходов.
Суд кассационной инстанции не соглашается с выводами судов в связи со следующим.
Рассматривая спор, суды не учли, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктов 9, 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Предполагая, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для СНТ "Спутник", члены товарищества могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, суды пришли к формальному выводу о предоставлении региональным оператором услуги по обращению с ТКО.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 9 Правил N 1130 реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Материалы дела не содержат в себе сведений о том, что место размещения ТКО по адресу: Малая Топка, ул. 1-я Ключевая, 45, является местом размещения отходов, источником которых в спорный период являлось СНТ "Спутник".
С учетом изложенного выше, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права и без установления всех обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Поскольку для правильного разрешения спора в предмет судебного исследования необходимо включить вопросы, связанные с осуществлением деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в районе расположения СНТ "Спутник" (определить место размещения ТКО, источником которых в спорный период являлся ответчик (с учетом территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 N 43-мпр), обжалуемые решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении суду следует установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы материального и процессуального права, оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства с соблюдением требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять законный и обоснованный судебный акт (статьи 10, 15, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения судебных актов, принятое определением суда кассационной инстанции от 28 февраля 2023 года, в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2022 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Приостановление исполнения постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2022 года по тому же делу, принятое определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2023 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 9 Правил N 1130 реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
...
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф02-1122/23 по делу N А19-3547/2022