город Иркутск |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А78-6029/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Минашкина Д.Е., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Цымпиловой М.Б.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Григорьевой В.Б. (доверенность от 21.04.2022, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю Леонтьевой О.А. (доверенность от 09.01.2023, диплом, служебное удостоверение), Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Тереховой Т.В. (доверенность от 02.11.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211, далее - РТРС, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2022 N 075/04/9.21-76/2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество).
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2022 года, постановление Управления признано незаконным и отменено, материалы по заявлению ФГУП "РТРС" направлены в Управление для рассмотрения.
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требования Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), являются обязательными и предметом государственного надзора (контроля). Возбуждение административных дел в случае нарушения требований Правил недискриминационного доступа должно осуществляться только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на что указано в пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие выражает несогласие с доводами общества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Управления согласился с доводами общества; представитель предприятия указал на законность и обоснованность судебных актов.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 апреля 2023 года объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 18 апреля 2023 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, РТРС на праве хозяйственного ведения является владельцем телекоммуникационного контейнера цифрового эфирного телерадиовещания, установленного по адресу: Забайкальский край, Каларский район, с. Чара. Согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности от 22.12.2016 объект имеет непосредственное технологическое присоединение к объектам ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго". Категория надежности объекта - третья. Договор энергоснабжения заключен с АО "Читаэнергосбыт".
В связи с отсутствием 11 и 12 января 2022 года электроснабжения на объекте более 24 часов предприятие обратилось в антимонопольный орган с заявлением от 22.02.2022 о нарушении гарантирующим поставщиком - АО "Читаэенергосбыт", сетевой организацией - ПАО "Россети Сибирь" пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа (с приложением подтверждающих документов), просило привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушение, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Определением Управления от 22.03.2022 в отношении ПАО "Россети Сибирь" возбуждено дело N 075/04/9.21-76/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования, которым у общества истребованы документы и пояснения.
Определением от 22.04.2022 срок проведения административного расследования по делу N 075/04/9.21-76/2022 об административном правонарушении в отношении общества продлен до 20.05.2022.
Постановлением Забайкальского УФАС России N 075/04/9.21-76/2022 от 20.05.2022 производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, прекращено.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявленное требование, указав, что у Управления отсутствовали основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций.
Пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.
Пунктом 8 статьи 25 Закона об электроэнергетике, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Основания возбуждения и сам порядок рассмотрения дел по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии, принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом предусмотрены разделом 8 Правил недискриминационного доступа.
Постановлением N 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 248-ФЗ и Закон N 294-ФЗ).
Исключения проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок установлены в пункте 3 данного Постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Административный орган на основании указанных положений пришел к выводу, что возбуждение дела об административном правонарушении возможно исключительно по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. При анализе поступившей информации Управление не усмотрело оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 336, в связи с чем прекратило производство по делу об административном правонарушении.
Правильно применяя положения части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пункт 9 Постановление N 336, пункт 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, учитывая правовую позицию, отраженную в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2022 года N АКПИ22-494, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30 марта 2021 года N 9-П, суды пришли к выводу о неправомерности прекращения антимонопольным органом производства по делу об административном правонарушении.
Суды обоснованно исходили из того, что установленные в Постановлении N 336 запреты на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, которые регулируются Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, не ограничивают полномочия государственных органов и должностных лиц по контролю и возбуждению дел, предусмотренные другими федеральными законами, и установив, что в рассматриваемом случае государственный контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа в частности в рамках Закона N 248-ФЗ, на который указано в пункте 9 Постановление N 336, не осуществляется, пришли к обоснованному выводу о том, что у административного органа имелись основания для проверки заявления предприятия в рамках административного расследования.
Такой вывод судов соответствует положениям пункта 3 части, частям 2 и 3 статьи 28.1 КоАП РФ.
Более того, Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ были внесены изменения в статью 28.1 КоАП РФ, а именно введена часть 3.3. согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно направил материалы в Управление для рассмотрения.
Исходя из изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявленные предприятием требования.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно исходили из того, что установленные в Постановлении N 336 запреты на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, которые регулируются Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, не ограничивают полномочия государственных органов и должностных лиц по контролю и возбуждению дел, предусмотренные другими федеральными законами, и установив, что в рассматриваемом случае государственный контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа в частности в рамках Закона N 248-ФЗ, на который указано в пункте 9 Постановление N 336, не осуществляется, пришли к обоснованному выводу о том, что у административного органа имелись основания для проверки заявления предприятия в рамках административного расследования.
Такой вывод судов соответствует положениям пункта 3 части, частям 2 и 3 статьи 28.1 КоАП РФ.
Более того, Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ были внесены изменения в статью 28.1 КоАП РФ, а именно введена часть 3.3. согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф02-1329/23 по делу N А78-6029/2022