город Иркутск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А19-4769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Галкиной А.Н. (служебное удостоверение), представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Коптяниновой А.А. (доверенность от 07.12.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Осетровская транспортная прокуратура (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество, ОАО "РЖД") к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2023 года, заявленное требование удовлетворено, ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о проведении строительных работ в отсутствии разрешения на строительство, поскольку объекты, которые были построены, являются вспомогательными, для которых не требуется получение разрешения на строительство; указывает, что объект, на который выдавалось разрешение на строительство, уже построен и введен в эксплуатацию; условия, отраженные в пункте 4.1.2 договора, по мнению заявителя, являются типовыми и не конкретизируют разрешительные документы по каждому объекту.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры возражал по доводам кассационной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Осетровской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 16.08.2021 N 23/1-25-2021/2508-21-20009301 и задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.08.2021 N 23/1-369-2020 проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на объекте капитального строительства "Строительство второго пути на перегоне Чудничный - Звездная Восточно-Сибирской железной дороги".
В ходе проверки установлено, что 28.03.2014 первым заместителем министра строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства "Строительство второго пути на перегоне Чудничный - Звездная Восточно-Сибирской железной дороги" N RU38-0067-MC со сроком действия до 28.01.2016.
С февраля 2015 года обществом с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Трансюжстрой" во исполнение договора от 25.07.2014 N 462/ч, заключенного с ОАО "РЖД", начато строительство объекта "Строительство второго пути на перегоне Чудничный - Звездная Восточно-Сибирской железной дороги". Срок выполнения работ с учетом продления предусмотрен до 31.12.2019.
В связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ указанный договор расторгнут 19.09.2019.
30.09.2019 между ОАО "РЖД" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЛидерСтрой" (подрядчик) заключен договор N 620/и на выполнение строительно-монтажных работ по строительству (реконструкции) объектов, в том числе объекта "Строительство второго пути на перегоне Чудничный - Звездная". Окончание производства работ с учетом продления установлено до 30.12.2021.
По состоянию на 30.11.2021 строительные работы по объекту "Строительство второго пути на перегоне Чудничный - Звездная Восточно-Сибирской железной дороги" не были окончены, строительная деятельность осуществлялась на основании разрешения на строительство N RU38-0067-MC от 28.03.2014. Срок действия указанного разрешения не продлялся, новое разрешение не выдавалось.
Факт строительства вне установленных разрешением на строительство N RU38-0067-MC сроков установлен актами о приемке выполненных работ (КС-2) от 30.11.2021 N 1, от 30.11.2021 N2 - подрядчиком выполнены работы по установке пожарных резервуаров на ст. Звездная, и установке наружных сетей противопожарного водопровода на разъезде Чудничный, входящие в проект строительства объекта "Строительство второго пути на перегоне Чудничный - Звездная Восточно-Сибирской железной дороги".
По результатам рассмотрения материалов проверки Осетровским транспортным прокурором 17.01.2022 вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
На основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 КоАП РФ прокуратура обратилась в Арбитражный суд Иркутской области для решения вопроса о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и пришли к выводу о правомерности привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющими строительство на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или заказчик должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство, что предусмотрено частью 4 статьи 52 ГрК РФ.
Часть 2 статьи 51 ГрК РФ устанавливает императивную норму осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Таким образом, приступать к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) правомерно только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Разрешение на строительство должно быть получено до начала строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), так иные лица, осуществляющие соответствующие работы, в том числе подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство (абзац 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на момент проверки соблюдения требований градостроительного законодательства ОАО "РЖД" осуществлено строительство пожарных резервуаров и наружных сетей водопровода, не имея разрешения на строительство, пришли к верному выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Факт осуществления обществом строительства объектов капитального строительства в отсутствие необходимого разрешения подтвержден материалами дела и обществом не опровергнут.
Суды признали наличие вины общества в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства в области строительства (реконструкции), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Довод заявителя о том, что построенные сооружения относится к объектам вспомогательного использования и, как следствие, в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на их строительство не требуется, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен как несостоятельный и не соответствующий фактическим обстоятельствам.
Довод о том, что условия, отраженные в пункте 4.1.2 договора являются типовыми и не конкретизируют, какие разрешительные документы по каждому объекту должны передаваться подрядчику не влияет на правильность выводов судов, поскольку материалами дела подтверждено, что для строительства спорных сооружений требовалось получить разрешение на строительство.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с оценкой судами представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств, установленных по делу, и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности, отсутствуют.
Суд первой инстанции, исходя из своих дискреционных полномочий, принимая во внимание, характер рассматриваемого правонарушения, учитывая, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось, последствий, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ совершенное обществом правонарушение не повлекло, не установив обстоятельств, отягчающих ответственность, правомерно применил положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, установив наказание ОАО "РЖД", не связанное со штрафными санкциями, в виде предупреждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что построенные сооружения относится к объектам вспомогательного использования и, как следствие, в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на их строительство не требуется, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен как несостоятельный и не соответствующий фактическим обстоятельствам.
...
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности, отсутствуют.
Суд первой инстанции, исходя из своих дискреционных полномочий, принимая во внимание, характер рассматриваемого правонарушения, учитывая, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось, последствий, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ совершенное обществом правонарушение не повлекло, не установив обстоятельств, отягчающих ответственность, правомерно применил положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, установив наказание ОАО "РЖД", не связанное со штрафными санкциями, в виде предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2023 г. N Ф02-1288/23 по делу N А19-4769/2022