город Иркутск |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А19-1946/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Клепиковой М.А., Соколовой Л.М.,
при участии представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" Шандрука А.О. (доверенность N 40/10-23-2 от 13.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Катлаб-Ангара" (ОГРН: 1183850012180, ИНН: 3804111980, г. Братск; далее - ООО "Катлаб-Ангара", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Федеральному казённому учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" (ОГРН: 1033801029668, ИНН: 3808025989, г. Иркутск; далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области", ответчик) о взыскании 562 253 рублей 78 копеек задолженности за оказанную медицинскую помощь, 26 493 рублей 93 копеек процентов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство здравоохранения Иркутской области, Главное управление Министерства внутренних дел России по Иркутской области, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Братская городская больница N 2" (далее - ОГБУЗ "Братская городская больница N 2"), Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Братское".
постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе (с учётом дополнений к ней) ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области" просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, по делу принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оплата оказанных сотрудникам МВД медицинских услуг частной медицинской организацией за счёт целевых бюджетных средств законодательно не предусмотрена и недопустима. Ответчик утверждает, что необходимость в оказании экстренной (неотложной) медицинской помощи указанным лицам истцом не доказана, возможность мирного урегулирования спора судами не рассмотрена, возможность ознакомления с материалами дела ответчику не предоставлена. По мнению ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области", истец вправе получить оплату за оказанные услуги путём заключения договоров с ОГБУЗ "Братская городская больница N 2" либо путём закупки ОГБУЗ "Братская городская больница N 2" у ООО "Катлаб-Ангара" услуг.
ООО "КатЛаб-Ангара" в отзыве от 02.03.2023 доводы жалобы отклонило, сославшись на их несостоятельность, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании 02.05.2023 представитель ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области" поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец и третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "КатЛаб-Ангара" является единственной на территории города Братска и Братского района Иркутской области медицинской организацией, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь (стентирование коронарных артерий) пациентам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе с патологией, требующей оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно региональной программе Иркутской области "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также Маршрутизации Министерства здравоохранения Иркутской области "О госпитализации по экстренным показаниям больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями нервной системы в г. Иркутске и Иркутской области" пациентов г. Братска и Братского района, а также пациентов с северных территорий Иркутской области с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов направляют в Региональный сосудистый центр 2 (РСЦ-2), созданный в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Братская городская больница N 2", при наличии показаний РСЦ-2 направляет пациентов в кардиохирургическое отделение ООО "КатЛаб-Ангара" в целях оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно положению о Региональном сосудистом центре 2 в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Братская городская больница N 2", утверждённому главным врачом 05.07.2019, отделение рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения в составе ООО "КатЛаб-Ангара" является структурным подразделением Регионального сосудистого центра 2, созданного в ОГБУЗ "Братская городская больница N 2"; деятельность сосудистого центра регламентируется данным положением, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Иркутской области, действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 раздела 5 Положения о РСЦ-2 при выявлении у больного сердечно-сосудистым заболеванием медицинских показаний к проведению коронароангиографии, оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе с применением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения, включая случаи неотложных (экстренных) показаний, больной переводится в отделение рентгенэнодоваскулярных методов диагностики и лечения, являющегося подразделением ООО "КатЛаб-Ангара", оказывающего специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 04.04.2021, 03.06.2021 и 04.09.2021 трое сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации госпитализированы в кардиологическое отделение ООО "КатЛаб-Ангара" по экстренным показаниям, им оказана высокотехнологичная медицинская помощь.
ООО "КатЛаб-Ангара", ссылаясь на положения Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 (далее Правила N 1563), обратилось в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области" с письмами от 13.05.2020 N N 131/2020, от 15.06.2021 N 66/2021, от 20.09.2021 N110/2021 с просьбой заключить договоры и оплатить стоимость неотложной медицинской помощи, оказанной сотрудникам МВД России по Иркутской области.
Отказ ФКУЗ "МСЧ МВД России по Иркутской области" от заключения договоров и оплаты оказанных медицинских услуг послужил для истца основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", правовые акты, регулирующие правовое положение ООО "КатЛаб-Ангара" в системе здравоохранения г. Братска и Братского района и взаимодействие данного лица с ОГБУЗ "Братская городская больница N 2", учитывая фактические обстоятельства, при которых истцом оказана медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, пришли к выводу о том, что указанные сотрудники в установленном порядке и при наличии соответствующих показаний были направлены для оказания медицинской помощи истцом, истец не имел законных оснований для отказа в оказании высокотехнологичной медицинской помощи данным лицам, в связи с чем признали иск подлежащим удовлетворению.
Спорным в настоящем деле является вопрос о возможности возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, за счёт бюджетных ассигнований в порядке, предусмотренном Правилами N 1563.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 45 указанного Федерального закона сотруднику полиции гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Закона N 247-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1563 медицинские организации оказывают сотрудникам первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь. Согласно пункту 3 Правил N 1563 расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, подлежат возмещению медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве основного принципа охраны здоровья указана недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Принимая во внимание, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации были госпитализированы по экстренным показаниям и направлены в ООО "КатЛаб-Ангара", как в структурное подразделение ОГБУЗ "Братская городская больница N 2" в соответствии с региональной программой Иркутской области "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, Маршрутизацией Министерства здравоохранения Иркутской области "О госпитализации по экстренным показаниям больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями нервной системы в г. Иркутске и Иркутской области", положением о РСЦ-2 в ОГБУЗ "Братская городская больница N 2", и ООО "КатЛаб-Ангара" не имело права отказать в оказании медицинской помощи, выводы судов о наличии оснований для возмещению истцу расходов, понесённых в связи с оказанием медицинской помощи данным лицам соответствуют указанному правовому регулированию.
Учитывая установленные конкретные обстоятельства по делу, судами обоснованно приняты во внимание правовые позиции высшей судебной инстанции, отражённые в пунктах 21 и 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, согласно которым в отсутствие государственного (муниципального) контракта в оплате не может быть отказано, если из закона следует, что поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) является обязательной для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления либо поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) носит экстренный характер в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера либо угрозой их возникновения.
Нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств судами не допущено.
Иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование заявителем жалобы действующего законодательства не является основанием для отмены принятых судебных актов.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве основного принципа охраны здоровья указана недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
...
Учитывая установленные конкретные обстоятельства по делу, судами обоснованно приняты во внимание правовые позиции высшей судебной инстанции, отражённые в пунктах 21 и 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, согласно которым в отсутствие государственного (муниципального) контракта в оплате не может быть отказано, если из закона следует, что поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) является обязательной для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления либо поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) носит экстренный характер в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера либо угрозой их возникновения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2023 г. N Ф02-557/23 по делу N А19-1946/2022