город Иркутск |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А19-17310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей Клепиковой М.А., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" (ОГРН 1163850101513, ИНН 3849061802, далее - компания) о взыскании 677 855 рублей штрафа за превышение грузоподъемности вагона, 677 855 рублей штрафа за искажение сведений о грузе в железнодорожной накладной.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 474 519 рублей штрафа.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя, факт перегруза вагона сверх его грузоподъемности не доказан; судами не дана надлежащая оценка его доводам о том, что при расчете превышения грузоподъемности истцом не учтена погрешность средства измерения, указанная заводом изготовителем, нарушен порядок проведения контрольной перевески вагона, предусмотренный пунктом 7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем"", утвержденной ФГУП "ВНИИМС" 30.05.2008 (далее - Рекомендация МИ 3115-2008), и в данном случае подлежала применению Таблица А.1 приложения "А" названной Рекомендации; судами неправомерно отказано в применении к спорным правоотношениям положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
В судебном заседании 22.03.2023 представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца возражал относительно ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве от 16.03.2023.
Определением от 22.03.2023 на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание было отложено до 24.04.2023, впоследствии на основании статьи 163 того же Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 03.05.2023. После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда без участия представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом иска является взыскание штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о массе груза и за перегруз вагона сверх его грузоподъемности, начисленных в соответствии со статьями 98, 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Из материалов дела следует, что истец по транспортной железнодорожной накладной N 32065386 принял от ответчика к перевозке по маршруту со станции Янталь Восточно-Сибирской железной дороги до станции Хамина Финляндских железных дорог вагон N 80001316 с грузом - опилки, отходы древесные и скрап, агломерированные в виде гранул.
При контрольной перевеске вагона на станции Бусловская Октябрьской железной дороги перевозчиком выявлено указание компанией в перевозочных документах недостоверных сведений: вместо 59 800 кг фактически перевозилось 61 200 кг, излишек массы груза против грузоподъемности вагона с учетом погрешности 1,54% составил 279 кг, излишек массы груза против массы груза, указанной в накладной - 479 кг.
В подтверждение факта допущенных ответчиком нарушений истцом представлены акт общей формы от 16.02.2022 N 7/2 и коммерческий акт от 16.02.2022 N ОКТ2202527/27.
В соответствии с частью 1 статьи 21, статьей 26 Устава погрузка грузов в вагоны и взвешивание грузов обеспечиваются грузоотправителями.
Статьями 98 и 102 Устава предусмотрена ответственность грузоотправителя (отправителя) за превышение грузоподъемности вагона и искажение сведений о массе груза, повлекших занижение провозной платы и влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Судами установлено, что при определении излишка массы груза перевозчиком учтено среднее значение предельного расхождения определения массы груза нетто при взвешивании груженого вагона на вагонных весах с определением массы тары вагона по трафарету на станциях отправления и при контрольной перевеске, предусмотренное Рекомендацией МИ 3115-2008 (таблица А.2); расчет провозной платы выполнен по правилам тарифного руководства N 1 (прейскуранта 10-01); нарушений перевозчиком требований к порядку взвешивания и определения излишка массы груза, установленных Рекомендацией МИ 3115-2008, не допущено.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, признав акт общей формы и коммерческий акт надлежащими доказательствами, пришли к выводу о доказанности факта превышения грузоподъемности вагона и несоответствия массы груза относительно сведений, указанных в железнодорожной накладной.
Доказательства недостоверности отраженных в актах сведений, а также недостоверности показаний взвешивания на используемых истцом вагонных весах, ответчиком в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Произведенный истцом расчет суммы штрафа проверен судами и признан верным. При этом суды, принимая во внимание, что допущенное ответчиком нарушение не повлекло для истца каких-либо негативных имущественных последствий, исходя из явной несоразмерности заявленного истцом размера штрафа, пришли к выводу о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем признали обоснованным к взысканию штраф в сумме 474 519 рублей.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права. Основания для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции отсутствуют (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы о необходимости применения при расчете массы груза методики, изложенной в пункте 7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008, и о том, что при контрольном взвешивании необходимо учитывать допустимую погрешность средств измерения (+/-2%), подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании положений указанной Рекомендации.
Довод о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Постановления N 497 был предметом рассмотрения судов и обосновано ими отклонен, поскольку правила о моратории к настоящим требованиям о применении ответственности за нарушение перевозки железнодорожным транспортном не подлежат применению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предметом иска является взыскание штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о массе груза и за перегруз вагона сверх его грузоподъемности, начисленных в соответствии со статьями 98, 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
...
В соответствии с частью 1 статьи 21, статьей 26 Устава погрузка грузов в вагоны и взвешивание грузов обеспечиваются грузоотправителями.
Статьями 98 и 102 Устава предусмотрена ответственность грузоотправителя (отправителя) за превышение грузоподъемности вагона и искажение сведений о массе груза, повлекших занижение провозной платы и влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
...
Произведенный истцом расчет суммы штрафа проверен судами и признан верным. При этом суды, принимая во внимание, что допущенное ответчиком нарушение не повлекло для истца каких-либо негативных имущественных последствий, исходя из явной несоразмерности заявленного истцом размера штрафа, пришли к выводу о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем признали обоснованным к взысканию штраф в сумме 474 519 рублей."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2023 г. N Ф02-796/23 по делу N А19-17310/2022