город Иркутск |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А33-6618/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Барской А.Л., Палащенко И.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - АО "КрасЭко") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" администрации города Минусинска (далее - МКУ "Управление городского хозяйства") о взыскании 669 234 рублей 77 копеек задолженности за разработку проектно-сметной документации по соглашению о переустройстве объектов при реализации проектов строительства (реконструкции) третьих лиц от 12.03.2019.
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2023 года, в иске отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 февраля 2022 года и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2022 года, ООО "КрасЭко" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что истец не выполнил условия Соглашения, а именно пунктов 1.4, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3. 4.1.1, на дату выполнения работ по разработке рабочей документации, потребительская ценность для ответчика уже отсутствовала, в связи с выполнением работ по реконструкции транспортной развязки. По мнению истца, ссылка ответчика об утрате интереса к работам АО "КрасЭКо" по соглашению от 12.03.2019 (не выполнены в срок до 01.09.2019) противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку письмом от 30.09.2019 N АГ-1411-И Администрация города Минусинска обратилась с просьбой выполнить переустройство в целях реализации проекта "Реконструкция транспортной развязки автомобильных дорог на подходах к мосту в районе ССК". При этом ответчик не уведомил истца об отсутствии необходимости выполнения работ.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До судебного заседания от МКУ "Управление городского хозяйства" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с содержащимися в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 18 февраля 2019 года между закрытым акционерным обществом "Минусинские городские электрические сети" (арендатором) и АО "КрасЭко" (субарендатором) заключен договор N 1-30/19 субаренды объектов электросетевого хозяйства, по условиям которого арендатор передал субарендатору во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, в том числе линии электропередачи 10 кВ 2 КЛ-10 кВ Ф.3-11, Ф.3-21, ВЛ-10 кВ Ф.5. В пункте 4.2.9 договора субаренды указано, что субарендатор обязан реализовать мероприятия по реконструкции объектов в соответствии с техническим заданием, предусмотренным в приложении N 3 к договору, в течение 10,9 месяцев с момента заключения договора, с учетом качественных характеристик архитектурного, функционально-технологического, конструкторского, инженерно-технологического решения, которое составления приложение N 4 к договору. Согласно акту приема-передачи субарендатор принял муниципальное имущество в соответствии с приложением N 1 к договору субаренды N 1-30/19 от 18.02.2019. Кроме того, между арендатором и субарендатором 15.05.2020 заключен новый договор N 1-30/20 субаренды объектов электросетевого хозяйства, которым срок действия договора субаренды продлен до 31.12.2034.
Для выполнения работ по реконструкции транспортной развязки автомобильных дорог на подходах к мосту в районе ССК г. Минусинска, у МКУ "Управление городского хозяйства" возникла необходимость в выносе 2 КЛ-10 кв Ф.3-11, Ф.3-11, и переустройстве ВЛ-10 кв Ф.5, на участке опор N 84 и N 86 за территорию участка: г. Минусинск (левый берег) от моста в районе ССК, по ул. Тимирязева до дома N 19 "б" (правый берег) от моста в районе ССК по ул. Кызыкульская до ул. Чайковского.
В связи с указанной необходимостью 12.03.2019 между АО "КрасЭко" и МКУ "Управление городского хозяйства" подписано соглашение о переустройстве объектов при реализации проектов строительства (реконструкции) третьих лиц.
Согласно пункту 1.1 соглашения компания, в связи с реконструкцией транспортной развязки автомобильных дорог на подходах к мосту в районе ССК г. Минусинска (далее - объект компании), осуществляет строительно-монтажные работы на объекте компании по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, (левый берег) от моста в районе ССК, по ул. Тимирязева до дома N 19 "Б" (правый берег) от моста в районе ССК по ул. Кызыльская до ул. Чайковского.
В пункте 1.2 соглашения указано, что в интересах компании в связи со строительно-монтажными работами на объекте компании необходимо провести реконструкцию (переустройство) существующих объектов, находящихся во владении владельца, а именно: "Вынос 2 КЛ-10 кВ Ф.3-11, Ф.3-21, и переустройство ВЛ 10 кВ Ф.5, на участке между опор N 84 и N 86 за территорию участка заявителя, г. Минусинск, (левый берег) от моста в районе ССК, по ул. Тимирязева до дома N 19 "Б" (правый берег) от моста в районе ССК по ул. Кызыльская до ул. Чайковского.
Согласно пункту 5.1.1 соглашения компания обязана компенсировать владельцу расходы на реконструкцию (переустройство) в полном объеме в соответствии со сметой, дополнительно возместить налог на прибыль владельца, и в соответствии с иными условиями соглашения (приложение N 1). В свою очередь, владелец обязан выполнить реконструкцию (переустройство) объектов владельца в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением (пунктом 5.2.1).
В силу пункта 1.3 соглашения технические требования к работам по реконструкции (переустройству) объектов владельца предусмотрены в приложении N 2.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения реконструкция (переустройство) объектов владельца включает в себя: получение согласования собственника; разработку и утверждение проектной (рабочей) документации на реконструкцию; получение разрешения на реконструкцию объектов; оформление технических и кадастровых паспортов для реконструированных объектов; ввод объектов в эксплуатацию с получением у государственных органов оформленного надлежащим образом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; обеспечение кадастрового учета земельных участков под объектами после завершения реконструкции с типом разрешенного использования - для эксплуатации; регистрация права собственности на реконструированные объекты в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; заключение (регистрация) измененных и новых долгосрочных договоров аренды земельных участков под реконструированными объектами в Управлении Росреестра по Красноярскому краю (в случае требований действующего законодательства).
В пункте 2.1 соглашения указано, что реконструкция (переустройство) осуществляется владельцем за свой счет, собственными силами и средствами или с привлечением третьих лиц.
Согласно пункту 2.2 соглашения компания компенсирует владельцу расходы на реконструкцию (переустройство) в полном объеме в соответствии со сметой, дополнительно возмещает налог на прибыль владельцу.
В пункте 3.1 соглашения предусмотрено, что размер компенсации определяется с учетом следующих затрат (расходов) владельца, в том числе: затрат (расходов) владельца, предусмотренных на разработку проектно-сметной документации (пункт 3.1.1); затрат (расходов) владельца, предусмотренных в проектно-сметной документации на выполнение строительно-монтажных работ (пункт 3.1.2); иных согласованных сторонами расходов владельца, являющихся следствием проведенного переустройства объектов владельца, и возникновением у владельца соответствующих обстоятельств (пункт 3.1.3).
В силу пункта 3.2.3 соглашения стороны подтверждают, что размер компенсации, определенный в пункте 3.2 соглашения, должен быть изменен после утверждения проектно-сметной документации путем заключения дополнительного соглашения.
В соответствии с пунктом 3.3 соглашения, в редакции протокола разногласий от 28.03.2019, компенсация затрат владельца, предусмотренных пунктом 3.1.1 соглашения (разработка проектно-сметной документации) производится путем перечисления денежных средств владельцу на его расчетный счет в размере, определенном в приложении N 1 к соглашению, в течение 25 рабочих дней после исполнения пунктов 1.2, 1.3 соглашения.
В силу пункта 4.1 соглашения, в редакции протокола разногласий от 28.03.2019, владелец осуществляет реконструкцию (переустройство) объектов владельца, в части: получения согласования собственника - в течение 3 месяцев с момента подписания настоящего соглашения (пункт 4.1.1); выполнения работ по разработке проектно-сметной документации - в течение 12 месяцев с момента поступления оплаты по пункту 3.3 соглашения (пункт 4.1.2); выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции (переустройству) - до 1 сентября 2019 года с момента получения уведомления от компании (пункт 4.1.3 соглашения в редакции протокола разногласий от 28.03.2019).
АО "КрасЭко" были до заключения соглашения от 12.03.2019 подготовлены технические требования N 161/19 ВЛ от 18.02.2019 на проектирование выноса и переустройства существующих ЛЭП 10 кВ 2 КЛ-10 кВ Ф.3-11, Ф.3-21 и ВЛ-10 кВ Ф.5 за границы земельного участка, планируемого для реконструкции объекта "Реконструкция транспортной развязки и автомобильных дорог на подходах к мосту в районе ССК г. Минусинск Красноярского края", в которых, том числе, указано следующее: разработать проект (раздел проекта) на вынос 2 КЛ-10 кВ Ф.3-11, Ф.3-21, и переустройство ВЛ-10 кВ Ф.5, на участке между опор N 84 и N 86, обслуживаемых АО "КрасЭко", в соответствии с требованиями Правил устройств электроустановок (ПУЭ, 7 издание) и других действующих нормативных и регламентирующих документов, организаций, имеющей свидетельство о допуске к работам по проектированию, выданное СРО; проект (раздел проекта) выноса и переустройства - согласовать с АО "КрасЭко"; проектирование, вынос и переустройство ЛЭП, находящегося в эксплуатационной ответственности АО "КрасЭко", выполнить силами и за счет средств общества на основании соглашения о компенсации затрат, заключенном между заказчиком реконструкции и обществом; общестроительные, строительные, электромонтажные работы по организации пересечения - выполнить в соответствии с согласованным с обществом проектом организациями, имеющими свидетельство о допуске на производство соответствующих видов работ.
Ответчик ссылался на то, что уведомление о выполнении работ по реконструкции истцу не направлял, в связи с чем истец не должен был приступать к выполнению работ в рамках заключенного соглашения.
Истцом, в свою очередь, представлено письмо от 30.09.2019 N АГ-1411-4 (вход. N 19/23638 от 01.10.2019), в котором администрация города Минусинска просила истца для реализации проекта "Реконструкция транспортной развязки и автомобильных дорог на подходах к мосту в районе ССК" во избежание срыва сроков выполнения строительно-монтажных работ выполнить переустройство "Вынос 2 КЛ-10 кВ Ф.3-11, Ф.3-21, и переустройство ВЛ 10 кВ Ф.5, на участке между опор N 84 и N 86 за территорию участка заявителя, г. Минусинск, (левый берег) от моста в районе ССК, по ул. Тимирязева до дома N 19 "Б" (правый берег) от моста в районе ССК по ул. Кызыльская до ул. Чайковского" в соответствии с соглашением о переустройстве объектов при реализации проектов строительства (реконструкции) третьих лиц от 12.03.2019 и протокола разногласий к соглашению от 28.03.2019.
Истец утверждал, что во исполнение заключенного соглашения о переустройстве объектов при реализации проектов строительства (реконструкции) третьих лиц от 12.03.2019 выполнил работы по разработке проектно-сметной документации, общей стоимостью 669 234 рублей 77 копеек силами привлеченного третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Краевой инжиниринговый центр". В подтверждение выполнения работ истец представил в материалы дела договор N Д19-43/19-242/636-16/20 на выполнение работ от 22.05.2020, заключенный между истцом и ООО "Краевой инженерный центр"; акт сдачи-приемки выполненных работ от 09.06.020; технические отчеты по результатам инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий для подготовки рабочей документации, разделы рабочий документации "Энергоснабжение", "Обоснование организации работ", "Смета на строительство", подготовленные обществом "Краевой инжиниринговый центр", и переданные АО "КрасЭко" по накладной N 058-20 от 09.06.2020.
Письмом N 020/10294 от 26.11.2020 истец направил ответчику проектно-сметную документацию и просил возместить затраты на ее разработку. Согласно отчету об отслеживании письмо получено ответчиком 01.12.2020.
В ответ на указанное письмо ответчик уведомил истца о том, что по состоянию на 02.12.2020 необходимость в проведении реконструкции (переустройстве) перечисленных в соглашении объектов отпала.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по компенсации расходов на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 669 234 рублей 77 копеек по соглашению о переустройстве объектов при реализации проектов строительства (реконструкции) третьих лиц от 12.03.2019.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из условий соглашения, устанавливающих последовательность действий сторон по исполнению обязательств. Подготовке технической документации должны были предшествовать действия по получению согласования собственника. Оснований для возмещения затрат, возникших в связи с преждевременными действиями по исполнению соглашения не имеется.
Выводы судов соответствуют положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Вопреки доводам кассационной жалобы как правильно указали суды на момент заключения истцом договора N Д19-43/19-242/636-16/20 от 22.05.2020 на выполнение работ по разработке рабочей документации необходимость в выполнении спорных работ уже отсутствовала, указанные работы не имели для МКУ "Управление городского хозяйства" потребительской ценности. Доказательств обратного истцом не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами приведенных доводов. Оснований для иной оценки указанных доводов у суда кассационной инстанции в силу предоставленных ему статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 февраля 2022 года по делу N А33-6618/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2023 года по тому же делу,
...
Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 февраля 2022 года и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2022 года, ООО "КрасЭко" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
...
Выводы судов соответствуют положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2023 г. N Ф02-2226/23 по делу N А33-6618/2021