город Иркутск |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А74-7586/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
судьи Антоновой Светланы Александровны,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (ИНН 7730118512, ОГРН 1027739386993) на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (далее - заявитель, ООО "Аэросити-2000") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.08.2022 N 090-К-1/2, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 227 и 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.10.2022 в удовлетворении заявления отказано. Мотивированное решение изготовлено 02.11.2022.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Аэросити-2000" - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в деяниях общества отсутствует, у регионального оператора не возникла обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, складирование которых осуществлялось вне мест (площадок) накопления, поскольку потребители не заключали договоры на вывоз твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) по адресам индивидуальных жилых домов потребителей, а значит требования положений пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), не подлежали применению.
Кроме того, общество полагает, что судами не был исследован факт соответствия индивидуальных контейнеров требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на несостоятельность доводов заявителя, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В силу части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом разъяснений, изложенных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10, арбитражным судом округа кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству и ее рассмотрении судом кассационной инстанции без вызова сторон.
Изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами, в период с 23.05.2022 по 30.05.2022 в министерство поступили обращения граждан о ситуации, связанной с деятельностью и действиями регионального оператора (заявителя) относительно сроков вывоза твердых коммунальных отходов.
На основании решения министерства от 22.06.2022 N 090-К-1 о проведении документарной проверки, согласованного с Прокуратурой Республики Хакасия (решение от 24.06.2022 N 37), в период с 11.07.2022 по 22.07.2022 в отношении общества в рамках регионального жилищного контроля (надзора) проведена внеплановая документарная проверка по фактам нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой по обращению с ТКО в мае 2022 года в жилых домах г. Абакана и рп. Усть-Абакан.
По результатам проведенной проверки составлен акт документарной проверки от 29.07.2022 N 090-К-1/1, которым установлено отклонение срока вывозов ТКО по представленным заявкам граждан, а также составлен протокол от 29.07.2022 N 090-К-1/2 об административном правонарушении.
24.08.2022 вынесено постановление N 090-К-1/2 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявление.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона такого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами, а субъектами правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пунктам 148(1), 148(2) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4)-148(6) названных Правил; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, на территории Республики Хакасия статус регионального оператора на оказание услуг по сбору, транспортировке ТКО присвоен обществу с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (соглашение N 2 от 19.07.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия).
Сведения о заключении договоров в письменной форме потребителями услуг, обратившимися в министерство относительно нарушения обществом сроков по вывозу ТКО, отсутствуют, однако, как верно указали суды первой и апелляционной инстанции, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между региональным оператором и потребителями на основании конклюдентных действий без составления письменной формы путем опубликования положения о заключении договора с региональным оператором на официальном сайте общества в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Следовательно, на отношения между исполнителем и потребителями коммунальных услуг распространяются требования подпункта "а" пункта 148 (22) Правил N 354, в соответствии с которыми исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354 для коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены параметры качества: обеспечение исполнителем своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные материалы административного дела (обращения граждан, акт выездного обследования от 10.06.2022, акт проверки от 29.07.2022, протокол об административном правонарушении от 29.07.2022, маршрутные сведения, передаваемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили нарушение периодичности вывоза ТКО, установленной пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354. Установив отсутствие доказательств принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, суды правомерно пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы общества об отсутствии обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов, складирование которых осуществлялось вне мест (площадок) накопления, без заключения дополнительного договора с потребителями, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), одним из способов складирования твердых коммунальных отходов является бестарный способ (в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги.
Отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в местах накопления, не включенных в схему, Правилами N 1156 не предусмотрен.
При этом имеющимися в материалах дела документами (маршрутными сведениями, передаваемыми аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС), подтверждается факт оказания обществом услуг по вывозу ТКО по адресам потребителей с нарушением периодичности вывоза, что свидетельствует о принятии региональным оператором обязательств по вывозу отходов, складирование которых осуществляется бестарным способом.
В противном случае, общество было вправе воспользоваться порядком действий в случае обнаружения несанкционированных мест накоплений, предусмотренным Правилами N 1156.
Так, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил N 1156). Однако материалы дела не содержат сведений о совершении региональным оператором соответствующих действий.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и основаны на несогласии ее заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, что не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аэросити-2000" (ИНН 7730118512, ОГРН 1027739386993) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья |
С.А. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в местах накопления, не включенных в схему, Правилами N 1156 не предусмотрен.
При этом имеющимися в материалах дела документами (маршрутными сведениями, передаваемыми аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС), подтверждается факт оказания обществом услуг по вывозу ТКО по адресам потребителей с нарушением периодичности вывоза, что свидетельствует о принятии региональным оператором обязательств по вывозу отходов, складирование которых осуществляется бестарным способом.
В противном случае, общество было вправе воспользоваться порядком действий в случае обнаружения несанкционированных мест накоплений, предусмотренным Правилами N 1156.
Так, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил N 1156). Однако материалы дела не содержат сведений о совершении региональным оператором соответствующих действий."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2023 г. N Ф02-2088/23 по делу N А74-7586/2022