город Иркутск |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А19-21763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Шлапаковой Е.С. (доверенность N юр-84 от 15.05.2023, паспорт, диплом), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Черновой Л.О. (доверенность N 038/24/23 от 10.01.2023, служебное удостоверение, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - общество, сетевая компания) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 19.09.2022 по делу N 038/04/9.21-2256/2021 о назначении административного наказания и представления N 038/4441/22 от 19.09.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Ди-Энерго" (ОГРН 1203800022953, ИНН 3827064366, далее - ООО "Ди-Энерго", потребитель).
постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии в деянии общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ссылается на то, что у общества отсутствовала техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Ди-Энерго" к ближайшему центру питания ввиду ограничения мощности, в связи с чем в адрес последнего было направлено письмо N ИЭСК-ИСХ-3ЭС-21-1456 от 01.11.2021, в котором указывалось на данные обстоятельства, а также сообщалось о возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Ди-Энерго" по индивидуальному проекту в соответствии с пунктом 30.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) с размером платы, установленным уполномоченным органом по тарифам; данное письмо не являлось отказом в технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя, в нем лишь приведены разъяснения по порядку присоединения по индивидуальному проекту в виде конечной стоимости, оно направлено с целью выяснения мнения потребителя по данному вопросу, минимизации финансовых рисков, как потребителя, так и самого общества при обращении в уполномоченный орган по тарифам в порядке пункта 30.1 Правил N 861; факт ненаправления заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и необходимых документов в уполномоченный орган по тарифам не причинил существенного нарушения прав ООО "Ди-Энерго", не повлек для данного лица какого-либо вреда; в деяниях общества отсутствовал противоправный характер, а также негативные последствия в виде какого-либо вреда, в связи с чем имелись основания для признания в порядке статьи 2.9 КоАП РФ выявленного правонарушения малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
ООО "Ди-Энерго" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.10.2021 ООО "Ди-Энерго" обратилось в сетевую компанию с заявкой N 27398 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1 км севернее с. Азей к центру питания РУ 6 кВ ПС 110/35/6 кВ ЦЭП; запрашиваемая максимальная мощность составляла свыше 670 кВт (4999 мВт) при напряжении 10 кВ.
В ходе рассмотрения поступившей заявки сетевой компанией установлено, что предполагаемый для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя центр питания РУ 6 кВ ПС 110/35/6 кВ ЦЭП по сети 110 кВт подключен от ПС 220/110/10 (ПП500) кВ Тулун, которая входит в состав центров питания, имеющих ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности. Инвестиционной программой общества на 2020-2024 годы не предусмотрены мероприятия, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения энергопринимающего устройства ООО "Ди-Энерго", расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1 км севернее с. Азей.
В ответ на указанную заявку общество направило в адрес ООО "Ди-Энерго" письмо N ИЭСК-ИСХ-3ЭС-21-1456 от 01.11.2021, в котором сообщило об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации и предложило осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту.
02.12.2021 ООО "Ди-Энерго" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на нарушение обществом порядка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства по заявке N 27398 от 27.10.2021.
Определением антимонопольного органа от 27.12.2021 N 038/1758/21 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 038/04/9.21-2256/2021.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении антимонопольным органом вынесено постановление N 038/386/22 от 19.09.2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Также 19.09.2022 антимонопольным органом в отношении общества вынесено представление N 038/4441/22 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в деяниях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности, отсутствия оснований для применения правовых последствий, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, а также соответствия представления требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии, в том числе правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих, в том числе правоотношения, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств потребителей.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным; технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти; по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Как следует из пункта 30(1) данных Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
На основании пункта 30(2) Правил N 861 сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления. По запросу заявителя сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения такого запроса направляет заявителю копию указанного заявления и материалов, а также сведений и документов, которые в соответствии с абзацем вторым пункта 30(3) настоящих Правил направлялись в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 30(3) Правил N 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
Пунктом 30(4) данных Правил предусмотрено, что в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что сетевая компания, рассмотрев заявку ООО "Ди-Энерго" N 27398 от 27.10.2021 и установив отсутствие технической возможности присоединения энергопринимающего устройства потребителя к ближайшему центру питания (РУ 6 кВ ПС 110/35/6 кВ ЦЭП по сети 110 кВт подключен от ПС 220/110/10 (ПП500) кВ Тулун), направило в адрес ООО "Ди-Энерго" письмо N ИЭСК-ИСХ-3ЭС-21-1456 от 01.11.2021 об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, предложив осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту; вместе с тем, в нарушение императивных требований пункта 30.1 Правил N 861 в установленный срок сетевая компания не обратилась в уполномоченный орган по тарифам с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке ООО "Ди-Энерго" N 27398 от 27.10.2021; приняли во внимание наличие у общества реальной и объективной возможности для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнить изложенные выше требования законодательства, в связи с чем при совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств пришли к правильным выводам о наличии в деянии сетевой компании состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении, а также соответствии оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для признания порядке статьи 2.9 КоАП РФ выявленного правонарушения малозначительным отклоняется судом округа, поскольку малозначительность является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно к совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств по делу. При этом абзацем четвертым пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, при установлении всех имеющих правовое значение обстоятельств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для признания порядке статьи 2.9 КоАП РФ выявленного правонарушения малозначительным отклоняется судом округа, поскольку малозначительность является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно к совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств по делу. При этом абзацем четвертым пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2023 г. N Ф02-2546/23 по делу N А19-21763/2022