город Иркутск |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А33-11273/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773, далее - АО "КрасЭКо", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - Служба, административный орган) о признании недействительным предостережения N 14-12/А-22 от 04.02.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований.
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года, в удовлетворении требования отказано.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 34, 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункт 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утверждённые Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 (пункт 25) и 22.12.2021 (пункт 10) (далее - Обзоры от 25.11.2020 и от 22.12.2021), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: потребитель не обращался в адрес общества и не представлял показания индивидуального прибора учета (ИПУ) по состоянию на 03.02.2021, он передал показания прибора учета за весь месяц февраль; потребитель не представлял документы о несоответствии прибора учета необходимым требованиям, либо об его неисправности, а отсутствие своевременной поверки прибора учета не свидетельствует о вмешательстве в его работу; в связи с передачей потребителем показаний прибора учета, у общества объективно отсутствуют сведения и возможность производить за февраль 2021 года расчет по среднему объему.
Служба в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
В связи с поступившим в Службу обращением от 13.01.2022 и оценки достоверности поступивших сведений административным органом установлено, что предоставление и начисление платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение в жилом помещении N 74, расположенном по адресу: Красноярский край, ЗАТО п. Солнечный, ул. Неделина, д. 16, выполняет АО "КрасЭКо".
Согласно акту ввода в эксплуатацию ИПУ горячей воды, срок его поверки истек 03.02.2021.
По результатам анализа платежных документов по жилому помещению N 74 административным органом установлено, что АО "КрасЭКо" неверно выполнило начисление платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение в расчетные периоды с февраля по март 2021 года (по показаниям ИПУ), с апреля по июль 2021 года (исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса).
По информации АО "КрасЭКо", в связи с тем, что в июле 2021 года начисление выполнено исходя из рассчитанного среднемесячного объема, обществом выполнен перерасчет платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за июль 2021 года (по нормативу), который отражен в платежном документе за январь 2022 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для объявления административным органом АО "КрасЭКо" предостережения от 04.02.2022 N 14-12/А-22, которым обществу предложено выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение по указанному жилому помещению за расчетные периоды с февраля по июнь 2021 года.
Полагая указанное предостережение незаконным и необоснованным, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из доказанности Службой факта неправильного начисления обществом платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение по жилому помещению в спорный период времени, недоказанности обществом нарушения его прав и интересов оспариваемым предостережением.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
Согласно пункту 2 Правил N 354 ИПУ - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом помещении в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях).
По истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил N 354).
При этом в силу подпункта "д" пункта 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, в случае истечения межповерочного интервала его поверки.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Срок поверки ИПУ горячей воды в жилом помещении истек 03.02.2021, следовательно, в силу пункта подпункта "д" пункта 81 (12) Правил N 354 с 03.02.2021 ИПУ горячей воды считается вышедшим из строя и в соответствии с требованиями пункта 59 Правил N 354 расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за расчетные периоды февраль 2021 года по апрель 2021 года (3 месяца) должен производиться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, за расчетные периоды с мая 2021 года по июль 2021 года на основании пункта 60 Правил N 354 в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг.
Из платежных документов за расчетные периоды декабрь 2020 года по декабрь 2021 года судами установлено, что общество выполнило начисление платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение в расчетные периоды февраль 2021 года по показаниям ИПУ, с марта по май 2021 года исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с июня 2021 года по нормативам потребления коммунальных услуг.
В этой связи, учитывая положения подпункта "д" пункта 81 (12) Правил N 354, суды обоснованно посчитали, что само по себе предоставление показаний ИПУ за расчетный период февраль 2021 года не отменяет того обстоятельства, что ИПУ считается вышедшим из строя.
Доказательства соответствия ИПУ метрологическим требованиям в деле отсутствуют, о наличии таких доказательств обществом не заявлено.
Возможность подтверждения соответствия ИПУ метрологическим требованиям, на которую ссылается заявитель, предусмотрена в пункте 80 (1) Правил N 354 исключительно в отношении приборов учета электрической энергии.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам о законности и обоснованности оспариваемого предостережения и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Неправильного применения приведенных выше норм права к установленным в данном деле фактам судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, являются позицией общества по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права с изложением мотивов их непринятия.
Указанные доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Ссылки общества на пункт 25 Обзора от 25.11.2020 и пункт 10 Обзора от 22.12.2021 не могут быть приняты, поскольку указанные в данных пунктах примеры судебной практики основаны на иных отличных от настоящего дела доказательствах и установленных обстоятельствах (в отношении приборов учета электроэнергии).
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
При подаче кассационной жалобы обществом платежным поручением N 13729 от 17 апреля 2023 года уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей является излишне уплаченными и подлежат возврату.
В остальной части расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Возвратить акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 13729 от 17 апреля 2023 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, являются позицией общества по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права с изложением мотивов их непринятия.
Указанные доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Ссылки общества на пункт 25 Обзора от 25.11.2020 и пункт 10 Обзора от 22.12.2021 не могут быть приняты, поскольку указанные в данных пунктах примеры судебной практики основаны на иных отличных от настоящего дела доказательствах и установленных обстоятельствах (в отношении приборов учета электроэнергии).
...
При подаче кассационной жалобы обществом платежным поручением N 13729 от 17 апреля 2023 года уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей является излишне уплаченными и подлежат возврату."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2023 г. N Ф02-2733/23 по делу N А33-11273/2022