город Иркутск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А33-20205/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителя Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 1" - Антоновой А.И. (доверенность N 53 от 11.01.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Минусинского района на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 1" (ОГРН 1022402298731, ИНН 2464008420, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Минусинского района (далее - администрация) о признании недействительным пункта 16 постановления от 15.03.2021 N 201-п "Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Минусинского района" (далее - Постановление N 201-п) в части определения учреждения гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения п. Озеро Татарское Минусинского района, наделения учреждения статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоотведение на территории п. Озеро Тагарское Минусинского района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика" Минусинского района (ОГРН 1022401535155, ИНН 2455017795, далее - МКУ "Служба заказчика").
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила решение и постановление судов отменить.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о недоказанности факта наличия на территории п. Озеро Тагарское (далее также - поселок) централизованной системы водоотведения, об отсутствии оснований для наделения учреждения статусом гарантирующей организации в ее отношении, указывает на то, что система водоотведения поселка по всем техническим критериям относится к централизованной, что подтверждается Обосновывающими материалами к схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования Лугавский сельсовет Минусинского района Красноярского края до 2030 года, являющимися приложением к постановлению администрации Минусинского района от 18.09.2020 N 831-п "О внесении изменений в постановление администрации Минусинского района от 30.01.2014 N 73-п" (далее - Постановление N 831-п), Схемой, составленной ведущим инженером МКУ "Служба заказчика", а также техническими планами сооружений и канализационных сетей, ведущих от многоквартирных домов NN 3, 5, 7, 9, 12, 14 по ул. Юбилейная по трубопроводам к септикам, находящимся на обслуживании учреждения, которое выполняет откачку и вывоз сточных канализационных вод на очистные сооружения с. Лугавское; учреждение является единственной на территории п. Озеро Тагарское организацией, удовлетворяющей всем критериям гарантирующей организации, - имеет присоединенных абонентов, эксплуатирует канализационные сети, владеет на праве оперативного управления объектами водоотведения (септиками), находящимися в пределах его территории, что полностью соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), также учреждение является единственной на территории п. Озеро Тагарское ресурсоснабжающей организацией по холодному и горячему водоснабжению и теплоснабжению; также среди дополнительных видов деятельности учреждения, отраженных в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), указан вид деятельности - сбор и обработка сточных вод (код ОКВЭД 37.00); возложение на учреждение, наделенное статусом гарантирующей организации и осуществляющее деятельность по водоснабжению и водоотведению в границах поселка, обязанности по принятию на обслуживание бесхозяйных сетей (сетей канализации, расположенных в районе многоквартирных домов NN 3, 5, 7, 9, 12, 14 по ул. Юбилейная) является правомерным, непостановка на учет в установленном порядке данных сетей как бесхозяйных не влияет на обязанность учреждения как гарантирующей организации по их эксплуатации; оспариваемое постановление вынесено администрацией в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ главой Минусинского района Красноярского края 15.03.2021 издано Постановление N 201-п, в соответствии с пунктом 16 которого учреждение определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Озеро Татарское, осуществляющей централизованное водоснабжение и водоотведение на территории указанного поселка.
13.04.2021 администрацией издано постановление N 295-п, в котором со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Закон N 416-ФЗ учреждение определено в качестве эксплуатирующей организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов водоотведения на территории поселка, изложенных в реестре бесхозяйных объектов водоотведения поселка, приложенном к постановлению.
Не согласившись с пунктом 16 Постановления N 201-п в части определения гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения п. Озеро Татарское, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что администрацией не доказан факт наличия на территории п. Озеро Тагарское централизованной системы водоотведения, а факт наличия у учреждения на праве оперативного управления септиков не может служить основанием для наделения его статусом гарантирующей организации, в связи с чем пришли к выводам о недействительности в оспариваемой части пункта 16 Постановления N 201-п.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти постановлений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных постановлений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого постановления, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган власти, который вынес соответствующие постановления.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Статьей 12 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1); организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2); гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации; гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 782).
В силу пунктов 2, 4 данных Правил схемы водоснабжения и водоотведения представляют собой совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографогеодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 Правил N 782 проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа и субъекта Российской Федерации, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что при издании Постановления N 201-п, в частности пункта 16, определяющего учреждение гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения п. Озеро Тагарское и присваивающего последнему соответствующий статус, не учтены критерии наделения статусом гарантирующей организации в отношении централизованных сетей водоотведения, предусмотренные статьей 12 Закона N 416-ФЗ; в частности, администрацией вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены надлежащие доказательства наличия на территории п. Озеро Тагарское централизованной системы водоотведения, нахождения в пределах зоны деятельности учреждения соответствующих канализационных сетей и их эксплуатации последним, как и присоединения к ним наибольшего количества абонентов на территории поселка; также на момент вынесения Постановления N 201-п спорные объекты водоотведения не были инвентаризированы, в качестве бесхозяйных в порядке пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления не приняты; при этом факт принадлежности учреждению на праве оперативного управления септиков сам по себе не может служить основанием для наделения последнего статусом гарантирующей организации; с учетом совокупности установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств пришли к выводам о несоответствии пункта 16 Постановления N 201-п в оспариваемой части изложенным выше требованиям законодательства и нарушении им прав учреждения, понуждении последнего к осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией (содержанием, обслуживанием) сетей водоотведения на территории поселка против его воли, что нарушает баланс публичных интересов муниципального образования и частно-правовых интересов субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 АПК РФ пришли к правильным выводам об удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что система водоотведения поселка по всем техническим критериям относится к централизованной, подлежит отклонению ввиду непредставления допустимых доказательств, в полной мере отвечающих требованиям Правил N 782.
Ссылка на наличие у учреждения в ЕГРЮЛ дополнительного вида деятельности по сбору и обработке сточных вод (код ОКВЭД 37.00) сама по себе не свидетельствует о том, что данное юридическое лицо может быть произвольно, без соблюдения требований Закона N 416-ФЗ наделено статусом гарантирующей организации.
Иные доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка на наличие у учреждения в ЕГРЮЛ дополнительного вида деятельности по сбору и обработке сточных вод (код ОКВЭД 37.00) сама по себе не свидетельствует о том, что данное юридическое лицо может быть произвольно, без соблюдения требований Закона N 416-ФЗ наделено статусом гарантирующей организации.
Иные доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2023 г. N Ф02-2667/23 по делу N А33-20205/2021