город Иркутск |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А58-6851/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании посредством проведения видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) до объявления перерыва - представителей Министерства финансов Республики Саха (Якутия) - Охлопкова В.В. (доверенность от 16.03.2023, паспорт), Андреевой С.Д. (доверенность от 14.11.2022, паспорт), Ефремовой Р.О. (доверенность от 20.04.2023, паспорт, диплом), после перерыва - в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1081435584020, ИНН 1435211305, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 1/15.14-2022/195 от 05.08.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2023 года, оспариваемое постановление министерства признано не подлежащим исполнению в части назначения наказания в виде штрафа в размере 14 267 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает судебные акты в части признания нецелевым использования средств субсидий на оплату коммунальных услуг, оказанных в жилых помещениях общежития в здании пожарного депо (далее - Депо), расположенном по адресу: п. Чернышевский, ул. Гидростроителей, д. 19, полагает, что в действиях учреждения отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, указывает на то, что здание Депо, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления целиком, с находящимися в нем жилыми помещениями, является монолитным, единым объектом без разделения на жилую (общежитие квартирного типа) и нежилую (гараж) части, имеет единый узел ввода и учета тепловой энергии, в связи с чем учреждение вынуждено было заключать с поставщиками энергоресурсов договоры ресурсоснабжения с оплатой по общим объемам потребленного ресурса в здании Депо; расчет нецелевого использования средств произведен министерством пропорционально площади, занимаемой в здании Депо жилыми помещениями, в то время как должен был производиться по фактически занимаемой физическими лицами жилой площади (заселенным квартирам); соглашениями о предоставлении субсидий в качестве целей расходования средств была предусмотрена оплата коммунальных услуг на содержание закрепленного за учреждением недвижимого имущества, в связи с чем перечисление учреждением средств выделенных субсидий за оказанные в отношении пустующих жилых помещений общежития коммунальные услуги по заключенным с поставщиками энергоресурсов договорам нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств, так как данное обстоятельство определяет лишь отсутствие результативности использования средств субсидий, а не факт нецелевого их использования; министерством не представлены доказательства того, что произведенные расходы не связаны с основной деятельностью учреждения, не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности последнего либо были использованы на иные нужды; оплата коммунальных услуг в отношении занимаемых гражданами жилых помещений общежития также является не нецелевым, а неэффективным использованием средств субсидий, так как учреждение своевременно не взыскивало уплаченные за предоставленные коммунальные услуги суммы с граждан, проживающих в данных жилых помещениях; при проведении расчетов из 14 жилых помещений общежития следует исключить 7 неиспользуемых (опечатанных) жилых помещений и 1 жилое помещение, где проживает работник учреждения, а также лестничные пролеты примыкающих подъездных групп.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в судебном заседании представители министерства поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу, указали на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.05.2023 до 11 часов 30 минут 31.05.2023, о чем сделано публичное извещение.
После окончания перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, на основании соглашений от 14.01.2020, 19.01.2021, 19.02.2021, 24.05.2021 (с учетом дополнительных соглашений), заключенных между учреждением и Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности Республики Саха (Якутия), на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2020, 2021 годы предусмотрены субсидии в размере 2 374 390 359 рублей 20 копеек и 2 518 262 530 рублей 89 копеек соответственно.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 15.07.2009 N 14031 учреждению на праве оперативного управления передано пожарное Депо, в котором расположены нежилое помещение - гараж (первый этаж), жилые помещения - 13 квартир (второй и третий этаж), часть которых передана гражданам по договорам социального найма, а часть пустует.
Учреждением в 2020-2021 годах были заключены 6 контрактов с поставщиками коммунальных услуг, в том числе в отношении здания Депо.
Учреждение, полагая, что здание Депо является единым объектом, не разграниченным на жилую и нежилую части, имеющим единый узел ввода и учета тепловой энергии, а также в связи с невозможностью проведения капитального ремонта здания с последующим разделением объекта на нежилое помещение и общежитие с возможностью передачи последнего в последующем в муниципальную собственность п. Чернышевский, производило за счет средств бюджетных субсидий, выделенных для выполнения государственного задания, оплату предоставляемых коммунальных услуг в отношении всего здания Депо
При проведении выездной проверки министерство пришло к выводу о том, что учреждение допустило нецелевое использование средств субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на общую сумму 4 908 132 рубля 82 копейки, в том числе за счет оплаты коммунальных услуг, оказанных в помещениях здания Депо, не используемых при выполнении государственного задания, на сумму 4 640 984 рубля 78 копеек.
Выявленные нарушения явились основанием для возбуждения в отношении учреждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
По факту нецелевого использования бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 22.07.2022 министерством в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 31/15.14-2022/195, а 05.08.2022 вынесено постановление об административном правонарушении N 1/15.14-2022/195, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 192 280 рублей.
Не согласившись с вынесенным министерством постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая настоящее дело, суды признали доказанным наличие в деяниях учреждения состава вмененного правонарушения в части нецелевого использования средств субсидий на оплату коммунальных услуг, оказанных в жилых помещениях здания Депо.
Как следует из статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества; из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели; порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
На основании части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 11 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370, (далее - Порядок N 370) объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Формула определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания установлена пунктом 12 указанного Порядка.
Согласно пункту 49 Порядка N 370 его пункт 11, абзацы второй и девятый пункта 12 настоящего Порядка в части нормативных затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества не применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, начиная с государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что по соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2020, 2021 годы учреждению из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставлены субсидии на обеспечение пожарной безопасности (организацию и осуществление тушения пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных работ на территории Республики Саха (Якутия) в границах зоны ответственности, определенной действующим законодательством, организацию и осуществление профилактики пожаров на территории Республики Саха (Якутия)); при этом часть средств целевых субсидий направлялось на оплату предоставляемых коммунальных услуг (электро- и теплоснабжение) в отношении части здания Депо (жилых помещений, как переданных по договорам социального найма физическим лицам, в том числе работнику учреждения, обязанным самостоятельно производить оплату потребленных ими коммунальных услуг, так и пустующих, а также соответствующих лестничных пролетов примыкающих подъездных групп), явно не подлежащего использованию и не используемого для выполнения указанного государственного задания; при совокупности установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств мотивированно поддержали квалификацию министерством такого использования средств целевых субсидий, выделенных на обеспечение пожарной безопасности, в качестве нецелевого использования бюджетных средств, проверив произведенный министерством расчет таких средств исходя из пропорциональной доли площади жилых помещений и лестничных пролетов в здании Депо, а также раздельного учета энергоснабжения помещений данного объекта, и признав его обоснованным; приняли во внимание наличие у учреждения возможности обеспечения соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, непринятие учреждением всех зависящих от него меры для предотвращения правонарушения, при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, в связи с чем пришли к правильным выводам о наличии в изложенных деяниях учреждения состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
...
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июня 2023 г. N Ф02-2594/23 по делу N А58-6851/2022