город Иркутск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А19-25668/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого посредством веб-конференции,
при участии представителей: Администрации Осинского муниципального района - Эрдынеева А.Э. (доверенность от 02.11.2022, диплом, подключение к вэб-конференции), Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района - Балдыханова В.Н. (служебное удостоверение N 2, участие в зале суда округа),
рассмотрев кассационную жалобу администрации Осинского муниципального района на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация Осинского муниципального района (ОГРН 1028500598807, ИНН 8505002029, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района (ОГРН 1203800011800, ИНН 3849080361, далее - КСП, орган контроля) от 18.11.2021 N 01-11/4 в части требований: о внесении в реестр закупок сведений о кратком наименовании закупаемых товаров, работ и услуг, наименовании и местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, цены и даты закупки; о возврате 265 000 рублей в бюджет Осинского муниципального района, использованных по нецелевому назначению; об усилении контроля за соблюдением указаний Банка России по осуществлению расчетов наличными денежными средствами.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда 21 февраля 2023 года, в удовлетворении требования отказано.
Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (абзац 4 части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), статья 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), пункт 35 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Закон N 172-ФЗ), подпункт 1 пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N 131-ФЗ)), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: статья 264 НК РФ допускает расходы на проведение официальных мероприятий, к которым относятся инаугурация мэра и новогодний прием; такие расходы допустимы с точки зрения представительских функций мэра как главы муниципального образования и необоснованно не применена судами в настоящем деле по аналогии.
Орган контроля в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам плановой проверки законности, эффективности, результативности и экономного использования средств бюджета Осинского муниципального района, направленных на представительские расходы в Администрацию с 01.01.2018 по 31.07.2021, КСП составлен акт от 20.10.2021 N 01-09/05 о допущенных нарушениях положений: статей 6, 65, 70, 161, 306.4 БК РФ (нецелевое использование бюджетных средств, направленных на представительские расходы); статей 34, 73 БК РФ, пункта 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (Указания Банка) (расчет наличными по одному договору, превышающие установленные ограничения (100000 рублей) и вынесено оспариваемое представление, которым, в том числе указано: устранить допущенные нарушения (указывать в реестре закупок предусмотренные законом все необходимые сведения о товарах, работах, услугах; возвратить в бюджет района 265 000 рублей, использованных не по целевому назначению; усилить контроль за соблюдением Указаний Банка по осуществлению расчетов наличными денежными средствами).
Полагая данное представление незаконным и необоснованным, Администрация обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из доказанности КСП факта нецелевого использования средств и иных бюджетных нарушений, законности и обоснованности оспариваемого представления и непредставления Администрацией доказательств создания данным представлением нарушения его прав и законных интересов.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает в силу следующего.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно положениям статьи 6 БК РФ органы государственной власти (государственные органы) являются получателями бюджетных средств.
В соответствии с положениями статьи 158 БК РФ осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснований бюджетных ассигнований, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Из смысла и содержания положений статей 70, 161 БК РФ, статьи 41 Закона N 131-ФЗ следует, что для органов государственной власти и для казенных учреждений установлено единое правовое регулирование, при этом не исключается применение норм бюджетного законодательства, регулирующих полномочия органов местного самоуправления.
Исходя из положений данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судами установлено следующее.
В проверяемый период и ранее в Администрации правовые акты, регулирующие осуществление представительских расходов, не принимались.
Понесенные расходы на инаугурацию мэра состоят из расходов на приобретение продуктов и спиртных напитков (водка), на проведение новогоднего приема мэра, в то время как муниципальной программой "Обеспечение деятельности мэра Осинского муниципального района и администрации Осинского муниципального района", утвержденной постановлением исполняющего обязанности мэра Осинского муниципального района от 19.12.2018 N 714, проведение инаугурации мэра не предполагается.
Уставом Осинского муниципального района процедура инаугурации мэра также не предусмотрена.
В силу правового регулирования, предусмотренного положениями статей 264, 250 и 251 НК РФ, спорные расходы представительскими не являются.
Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н по статье 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" не предусмотрены расходы на проведение иных праздничных и торжественных мероприятий.
В связи с изложенным, суды пришли к правильным выводам о доказанности фактов: осуществления несения расходов на проведение инаугурации мэра и новогоднего приема мэра в нарушение статьи 70 БК РФ, обоснованности требования КСП о возврате 265 000 рублей, как использованных не по целевому назначению.
Исходя из положений статьи 73 БК РФ, установив, что в реестре закупок за 2020 год отсутствует цена закупки, суды пришли к обоснованному выводу о законности требования КСП в части внесения в реестр закупок необходимых сведений.
Правильно применив положения пункта 6 Указания Банка и установив, что Администрацией произведены наличные расчеты в рамках одного договора на сумму, превышающую 100000 рублей (договор об оказании услуг питания от 25.12.2019 N 4, суды пришли к правильному выводу о законности требования КСП в части усиления контроля за соблюдением Указания Банка по осуществлению расчетов наличными средствами.
В связи с изложенным, выводы судов о законности представления КСП от 18.11.2021 N 01-11/4 в оспариваемой части являются правильными и обоснованными.
Довод о том, что в настоящее время необходимые изменения в Устав муниципального образования и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы официальных приемов (в том числе, инаугурации мэра и новогодний прием) в части представительских расходов на приобретение продуктов питания и алкоголя) внесены и их действие распространено на предыдущие периоды, отклоняется как необоснованный, поскольку не изменяет установленных органом контроля и судами доказанности фактов нецелевого расходования средств и иных бюджетных нарушений и отсутствия на момент проведения поверки и рассмотрения дела соответствующих нормативно-правовых актов.
Довод о необходимости применения по аналогии к отношениям сторон в настоящем деле положений статьи 264 НК РФ и ссылка на письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-03-06/1/3120 о возможности отнесения к представительским расходам продуктов питания и спиртных напитков, не принимается, поскольку указанный документ имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения налогового законодательства и не может быть применен в настоящем споре, учитывая его предмет и основания и положения норм статьи 264, пункта 14 статьи 250, подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ о том, что средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, являются средствами целевого финансирования, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и в отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются только нормы бюджетного законодательства, а положения статьи 264 НК РФ в отношении представительских расходов, произведенных за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не применяются.
Выводы судов об установленных фактах соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при исследовании и оценке которых, а также при распределении между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Неправильного применения и толкования приведенных выше норм права, в том числе положений статьи 264 НК РФ, статьи 179 БК РФ, пункта 35 статьи 3 Закона N 172-ФЗ, подпункта 1 пункта 4 статьи 36 Закона N 131-ФЗ, с учетом предмета заявленных требований и установленных в настоящем деле фактов, суд округа не усматривает, в связи с чем соответствующие доводы отклоняет, как основанные на их ошибочном толковании самим заявителем кассационной жалобы к обстоятельствам настоящего дела и направленные на переоценку доказательств, установленных фактов, что в силу требований главы 35 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неправильного применения и толкования приведенных выше норм права, в том числе положений статьи 264 НК РФ, статьи 179 БК РФ, пункта 35 статьи 3 Закона N 172-ФЗ, подпункта 1 пункта 4 статьи 36 Закона N 131-ФЗ, с учетом предмета заявленных требований и установленных в настоящем деле фактов, суд округа не усматривает, в связи с чем соответствующие доводы отклоняет, как основанные на их ошибочном толковании самим заявителем кассационной жалобы к обстоятельствам настоящего дела и направленные на переоценку доказательств, установленных фактов, что в силу требований главы 35 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2023 г. N Ф02-2557/23 по делу N А19-25668/2021