город Иркутск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А58-4785/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием веб-конференции,
при участии в открытом судебном заседании представителей: государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" - Оконешниковой С.П. (доверенность от 23.12.2022, диплом, паспорт, посредством веб-конференции), Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - Владимирова Д.Г. (доверенность от 18.10.2022, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1031402044134, ИНН 1435133551, далее -учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401075167, ИНН 1435078879, далее - Управление, УФК, орган контроля) с заявлением о признании недействительным представления от 09.02.2022 N 16-20-06/1142.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2023 года, требование удовлетворено.
Управление в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (часть 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), абзац 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Закон N 181-ФЗ), подпункт 8 части 1 статьи 14, подпункт 5 части 1 статьи 16, подпункт 2 части 2 статьи 18, подпункт 9 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (Закон о ветеранах), подпункт 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Закон N 1244-1), Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 N 583 (далее - Порядок N 583)), несоблюдение норм процессуального права (статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя кассационной жалобы: условия предоставления мер поддержки в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в фиксированном размере, установленные Порядком N 583, приводят к ухудшению условий предоставления указанной выплаты отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре и обратившимся за выплатой до 01.12.2019 (далее - льготные категории граждан), а именно: требуют мониторинга законодательства, сверку расчетов, размера нормативов, индексов и предоставления иных дополнительных документов, предоставление которых не предусмотрено нормами федерального законодательства, и данный довод в нарушение статьи 168 АПК РФ апелляционным судом не рассмотрен. Управление полагает, что судами неверно истолкована и применена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2012 N 12-Г11-9 (далее - определение 12-Г11-9).
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующие в судебном заседании представители: учреждения - поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, Министерства - возразил против доводов кассационной жалобы, указав на законность и обоснованность выводов судов.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам внеплановой выездной проверки использования учреждением средств субвенции, предоставленной из бюджета Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 2019 - 2020 годы, Управлением составлен акт от 20.12.2021, в котором отражены допущенные учреждением нарушения положений части 4 статьи 85 БК РФ, абзаца 13 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Закона о ветеранах, подпункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1, выразившиеся в осуществлении начислений ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в фиксированных размерах, вместо установленного данными нормами права порядка: - компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% от фактических расходов (в пределах норм потребления).
Управлением 09.02.2022 вынесено представление, согласно буквальному содержанию резолютивной части которого от учреждения потребовано: принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения путем приведения принятого Правительством Республики Саха (Якутия) Порядка N 583 в соответствие с положениями указанных выше правовых норм в срок до 31.08.2022 и представить в УФК соответствующую информацию.
Полагая указанное представление незаконным и необоснованным, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя требование, суды исходили из наличия в содержании оспариваемого представления необоснованного требования о приведении учреждением Порядка N 583 в соответствие с федеральным законодательством, неисполнение которого влечет административную ответственность учреждения по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, доказанности фактов неисполнимости представления и нарушения им прав и интересов учреждения.
Вывод судов о наличии оснований для удовлетворения требования суд округа считает обоснованным в силу следующего.
Судами дело правомерно рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с требованиями статей 4, 198 и 200 АПК РФ при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного правового акта, принятого органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом арбитражные суды осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом смысла и содержания положений статей 65 и 200 АПК РФ о распределении между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора фактов следует, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на его принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт. Лицо, обратившееся за защитой в суд, должно доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов.
Понятие представления, как ненормативного акта, принимаемого органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержится в статье 270.2 БК РФ, согласно части 2 которой - это документ, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа, осуществляющего контроль, нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Таким образом, из смысла и содержания приведенных норм права, судами обоснованно включены в предмет исследования, в том числе вопросы доказанности (недоказанности) контролирующим органом обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого представления (совершение (несовершение) контролируемым лицом действий, повлекших ухудшение условий получения ежемесячных выплат льготными категориями граждан), а также вопросы исполнимости (неисполнимости) этим лицом требований, содержащихся в оспариваемом представлении.
Из материалов дела следует, судами установлены и сторонами не оспариваются следующие факты.
Оспариваемое представление выдано Управлением в пределах его полномочий, предусмотренных положениями бюджетного законодательства, при соблюдении Управлением процедуры проведения контрольных мероприятий и проверки.
При реализации Порядка N 583 в проверяемые периоды фактический размер субвенции, предоставленной бюджету субъекта Республики Саха (Якутия), не превысил размер субвенции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 (далее - Постановление N 861).
Учреждением в проверяемом периоде начисления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - льгота, выплата) отдельным категориям граждан в фиксированных размерах осуществлены в соответствии с Порядком N 583.
Согласно пункту 8 указанного Порядка в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов, то гражданин имеет право обратиться в Управление социальной защиты населения и труда по месту жительства (пребывания) за перерасчетом.
Перерасчет производится на основании следующих документов: а) личного заявления; б) копии документов, содержащих сведения о размере платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения о пересчете ежемесячной денежной компенсации. Документы могут быть представлены лично, направлены по почте или в форме электронного документа.
При направлении документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Саха (Якутия) к заявлению, поданному в электронной форме, должны быть приложены электронные образы документов, которые должны обеспечивать визуальную идентичность их бумажному оригиналу.
Перерасчет производится с учетом предоставленных фактических расходов на жилищно-коммунальные услуги и суммы полученных ежемесячных выплат всеми членами семьи, имеющими основания на их получение в соответствии с федеральным и региональным законодательством и осуществляется с месяца, в котором возникло право на такой перерасчет, но не более чем за 6 месяцев от месяца, в котором подано заявление.
Разногласия сторон касаются вопросов: правомерности (неправомерности) наличия в Порядке N 583 положений о возможности предоставления льготным категориям граждан осуществление выплат в ранее установленном фиксированном размере с их последующим перерасчетом до установленного федеральным законом размера (50% от фактически понесенных расходов); доказанность (недоказанность) Управлением обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого представления (ухудшение условий получения гражданами льготы, получение льгот в размере, превышающем установленный законом), исполнимость (неисполнимость) учреждением требований, содержащихся в оспариваемом представлении.
Рассматривая доводы сторон относительно спорных вопросов и представленные в их обоснование доказательства, суды установили следующее.
Фактов начисления учреждением в проверяемый период льготным категориям граждан ежемесячных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг в размерах, менее или более установленных соответствующими федеральными законами, Управлением при проверке и судами при рассмотрении дела не установлено, в оспариваемом представлении и в акте проверке такие факты не отражены, соответствующие доказательства в материалах дела - отсутствуют.
Порядок N 583 разработан и утвержден Правительством Республики Саха (Якутия), учреждением положения данного Порядка о необходимости предоставления указанных в пункте 8 документов в проверяемый период соблюдены, иного Управлением не доказано, судами не установлено, соответствующие доказательства в деле отсутствуют.
Полномочия по отмене (изменению) принятого Правительством Республики Саха (Якутия) Порядка N 583 у учреждения отсутствуют.
Данные факты подтверждены материалами дела и заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами с соблюдением требований главы 7 и статьи 200 АПК РФ.
В связи с изложенным, суд округа считает обоснованными выводы судов о недоказанности Управлением наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого представления, доказанности учреждением неисполнимости содержащегося в представлении требования об устранении допущенных нарушений путем приведения учреждением в соответствие с федеральным законодательством принятого Правительством Республики Саха (Якутия) Порядка N 583 и о наличии в связи с этим оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вывод судов о соответствии Порядка N 583 требованиям федерального законодательства суд округа считает преждевременным, сделанным без включения в предмет исследования вопросов наличия (отсутствия) фактов осуществления учреждением в проверяемые периоды выплат льготным категориям граждан (зарегистрированным до 01.12.2019) с нарушением установленного федеральным законодательством порядка (менее 50% от фактически понесенных расходов) и ухудшающих положения указанных лиц (получение льготными категориями после 01.12.2019 выплат в размере менее 50% от фактически понесенных расходов), а также факты выплаты данным категориям льгот в размере более 50% от фактически понесенных расходов.
Вместе с тем, поскольку данные вопросы и факты органом контроля при проверке не исследованы и не установлены, в акте проверки и оспариваемом представлении не отражены, при этом резолютивная часть представления содержит требование о совершении действий, не входящих в полномочия учреждения, суд округа считает, что данный вывод не повлек принятия неправильного по существу судебного акта, в связи с чем оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Утверждение Управления о нерассмотрении апелляционным судом в нарушение статьи 168 АПК РФ его довода о несоответствии Порядка N 583 в части необходимости предоставления льготными категориями дополнительных документов, не предусмотренных нормами федерального законодательства, отклоняется, поскольку противоречит содержанию постановления, на страницах 12-16 которого судом данный довод рассмотрен со ссылкой на положения пунктов 1, 10, 19, 22 указанного Порядка.
Довод о неверном толковании правовой позиции, изложенной в определении N 12-Г11-9, судом округа не принимается, поскольку не изменяет обоснованных выводов судов о недоказанности Управлением наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого представления, и о его неисполнимости учреждением.
Приведенный в кассационной жалобе пример судебной практики кассационным судом не может быть принят во внимание, как основанный на иных отличных от настоящего дела доказательствах и обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Понятие представления, как ненормативного акта, принимаемого органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержится в статье 270.2 БК РФ, согласно части 2 которой - это документ, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа, осуществляющего контроль, нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
...
При реализации Порядка N 583 в проверяемые периоды фактический размер субвенции, предоставленной бюджету субъекта Республики Саха (Якутия), не превысил размер субвенции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 (далее - Постановление N 861).
...
Довод о неверном толковании правовой позиции, изложенной в определении N 12-Г11-9, судом округа не принимается, поскольку не изменяет обоснованных выводов судов о недоказанности Управлением наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого представления, и о его неисполнимости учреждением."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2023 г. N Ф02-2756/23 по делу N А58-4785/2022