г. Чита |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А58-4785/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по делу N А58-4785/2022 по заявлению государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1031402044134, ИНН 1435133551) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401075167, ИНН 1435078879) о признании недействительным представления от 09 февраля 2022 года,
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067907, ИНН 1435037181),
при участии в судебном заседании:
от государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" - не явился, извещен,
от Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) - не явился, извещен,
от Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - Владимирова Д.Г. - представителя по доверенности от 18 октября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление, УФК по РС(Я)) с заявлением о признании недействительным представления от 09 февраля 2022 года N 16-20-06/1142.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года представление УФК по РС(Я) от 09 февраля 2022 года признано недействительным. На УФК по РС(Я) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФК по РС(Я) обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого с нарушение норм материального права, по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению Управления, порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 года N 583 "О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)" (далее - Порядок N 583), предусматривающий ежемесячную денежную компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере, противоречит нормам действующего законодательства, а именно части 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), абзаца 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), подпункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), поэтому оспариваемое представление Управления правомерно.
Учреждение в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представитель Министерства выразил несогласие с доводами жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако учреждение и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом УФК по РС(Я) от 18 ноября 2021 года N 514 "О назначении внеплановой выездной проверки в учреждении проведена проверка использования средств субвенции, предоставленной из бюджета Российской Федерации, на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период 2019 - 2020 годы.
По результатам проверки составлен акт от 20 декабря 2021 года, в котором установлены нарушения, а именно:
- в нарушение части 4 статьи 85 БК РФ, абзаца 13 статьи 17 Закона 181-ФЗ, подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Закона о ветеранах, подпункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1 произведено начисление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в фиксированных размерах, что не соответствует мерам социальной поддержки, установленным нормами федерального законодательства, а именно компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактических расходов (в пределах норм потребления); общий объем начисленной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг из средств федерального бюджета за 2019 и 2020 годы отдельным категориям граждан составил - не соответствующим требованиям Закона N 181-ФЗ на общую сумму 592 060 392, 18 рублей, из них в 2019 году - на сумму 302 399 577, 39 рублей, в 2020 году - на сумму 289 660 814, 79 рублей; не соответствующим требованиям Закона о ветеранах на общую сумму 20 064 678, 65 рублей, из них в 2019 году - на сумму 10 592 428, 71 рублей, в 2020 году - на сумму 9 472 249, 94 рублей; не соответствующим требованиям Закона N 1244-1 на общую сумму 1 048 856, 60 рублей, из них в 2019 году - на сумму 530 028, 30 рублей, в 2020 году - на сумму 518 828, 30 рублей; Порядка N 583, не соответствуют положениям пункта 10.1 статьи 23.2 Закона о ветеранах, части 12 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ, пункта 3 части 1 статьи 14 Закона N 1244-1.
Копия акта вручена учреждению 20 декабря 2021 года.
Учреждением представлены возражения от 13 января 2022 года на вышеуказанный акт проверки.
УФК по РС(Я) рассмотрены указанные возражения и заключением от 01 февраля 2022 года возражения не приняты.
09 февраля 2022 года УФК по РС(Я) в отношении учреждения вынесено представление N 16-20-06/1142, в соответствии с которым Управление потребовало от учреждения принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения путем приведения Порядка N 583 в соответствие с положениями части 4 статьи 85 БК РФ, абзаца 13 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Закона о ветеранах, подпункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1 в срок до 31 августа 2022 года; информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 31 августа 2022 года; срок исполнения настоящего представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19 - 22 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года N 1095; невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение, не согласившись с представлением, обратилось первоначально в Якутский городской суд с административным заявлением в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением Якутского городского суда от 19 мая 2022 года передал дело в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель в свою очередь по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на основании части 2 статьи 269.2 БК РФ проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Представление в понимании части 2 статьи 270.2. БК РФ - это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с частью 3.1. статьи 270.2. БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно пункту 5.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 703 "О Федеральном казначействе" (далее - Постановление N 703) Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
На основании пункта 6.7 Постановления N 703 Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
В соответствии с пунктом 5.15 (1) Постановления N 703 Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", утверждены "Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила N 1092).
На оснований пункта 29 Правил N 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Реализация результатов осуществления деятельности по контролю производится в соответствии с пунктом 70 Правил N 1092, т.е. при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Под представлением в целях настоящих Правил понимается документ Федерального казначейства (его территориального органа), направляемый региональному оператору и содержащий информацию о выявленных в деятельности регионального оператора нарушениях законодательства Российской Федерации и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно пункту 9.21 приложения N 14 к приказу Федерального казначейства "Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства" N 316 от 27 декабря 2013 Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет следующие функции в установленной сфере деятельности: применяет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации меры принуждения к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.
Оспариваемое представление составлено согласно форме и требованиям приложений к приказу Казначейства России от 28 мая 2019 года N 17н "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое представление выдано УФК по РС(Я) в пределах полномочий, предусмотренных положениями БК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УФК по РС(Я) по результатам проведенной проверки, потребовало от учреждения принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения путем приведения Порядка N 583 в соответствие с положениями части 4 статьи 85 БК РФ, абзаца 13 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Закона о ветеранах, подпункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1 в срок до 31 августа 2022 года и указанное требование основано на выводе о том, что учреждение в проверяемом периоде произвело начисление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям в фиксированных размерах, что не соответствует мерам социальной поддержки, установленным нормами федерального законодательства, а именно, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактических расходов (в пределах норм потребления).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Законом N 181-ФЗ, которым, в частности, установлены меры социальной защиты названной категории граждан.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Законом о ветеранах.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой регулируются Законом N 1244-1, который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 БК РФ, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 БК РФ.
В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Объем субвенций из федерального бюджета, предусмотренный бюджету Республики Саха (Якутия) на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям определяется по методике распределения субвенции из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации и г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861.
Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 26 декабря 2008 года N 583 "О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)".
В приложении N 1 к указанному постановлению установлен порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия).
Как следует из заявления учреждения и не оспаривается УФК по РС(Я), при реализации Порядка N 583 в 2018 - 2021 годах фактический размер субвенции, предоставляемый бюджету Республики Саха (Якутия), не превышал расчетный размер субвенции, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Порядок N 583 не противоречит пункту 4 статьи 85 БК РФ.
Российская Федерация согласно абзацам 1, 2 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с абзацем 6 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Российская Федерация согласно пунктам 1, 2 статьи 23.2 Закона о ветеранах передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 указанного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
На основании пункта 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах, форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацам 8, 9, 13 пункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных указанным пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции равно как суд апелляционной инстанции считает, что Законом N 181-ФЗ, Законом о ветеранах и Законом N 1244-1, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в виде субвенций. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абзацем 13 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, подпунктом 8 части 1 статьи 14, подпунктом 5 части 1 статьи 15, подпунктом 2 части 2 статьи 18, подпунктом 9 части 1 статьи 21 Закона о ветеранах, подпунктом 3 статьи 14 Закона N 1244-1 отдельным категориям граждан предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пункт 1 Порядка N 583 устанавливает правила предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, проживающим на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Законом о ветеранах, Законом N 181-ФЗ, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 1244-1, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
В соответствии с Порядком N 583 (в редакции, действовавшей до ноября 2019 года) отдельные категории граждан, состоящие в федеральном регистре, имели право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в фиксированном размере с правом на перерасчет, если размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов.
В ноябре 2019 года в связи с изменением федерального законодательства (в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в Порядок N 583 были внесены изменения в части установления права на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, состоящих в федеральном регистре, обратившихся начиная с 1 декабря 2019 года.
Согласно пункту 19 Порядка N 583 отдельные категории граждан, состоящие в федеральном регистре, обратившиеся начиная с 01 декабря 2019 года, имеют право на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Расчет компенсации на основании пункта 22 Порядка N 583 определяется исходя из фактически понесенных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом размера компенсации, установленного законодательством, указанным в пункте 1 Порядка.
В связи с тем, что фиксированные размеры ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг у части ее получателей превышали размер компенсации по фактически понесенным расходам в целях недопущения ухудшения условий предоставления указанной выплаты РС (Я) принято решение сохранить предоставление ежемесячной денежной выплаты (компенсации) для отдельных категорий граждан, состоящих в федеральном регистре, обратившиеся до 01 декабря 2019 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты, позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11 января 2012 года N 12-Г11-9 "Об отмене решения Верховного суда Республики Марий Эл от 25 октября 2011 года и признании недействующими абзацев 4 - 6 пункта 4 и пункта 17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 июля 2008 года N 157", предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который будет обеспечивать социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в котором указано о том, что развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, отмена предоставления ежемесячной денежной компенсации в фиксированном размере с правом на перерасчет повлечет снижение достигнутого уровня предоставления мер поддержки в Республике Саха (Якутия) для части отдельных категорий граждан, что является недопустимым.
Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно пункту 10 Порядка N 583 предоставляются независимо от вида жилого помещения в виде ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, согласно приложению к Порядку.
Приложением установлен Перечень отдельных категорий граждан, состоящих в федеральном регистре и имеющих право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которым предусмотрен фиксированный размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой категории граждан, состоящих в федеральном регистре.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 583 в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов, то гражданин имеет право обратиться в Управление социальной защиты населения и труда по месту жительства (пребывания) за перерасчетом. Перерасчет производится с учетом представленных фактических расходов на жилищно-коммунальные услуги и суммы полученных ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг всеми членами семьи, имеющими основание на получение выплат в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Перерасчет ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с месяца, в котором возникло право на перерасчет, но не более чем за 6 месяцев от месяца, в котором подано заявление на перерасчет.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Порядка N 583, получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере не препятствует получению перерасчета в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов.
С учетом права на перерасчет лица, получающие ежемесячную денежную компенсацию в фиксированном размере, имеют право получать компенсацию в размере, не меньшем, чем предусмотренный федеральным законом размер компенсации расходов.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что Порядок N 583 не противоречит федеральному законодательству.
Следовательно, оспариваемое представление нарушает права и законные интересы учреждения, поскольку содержит необоснованное требование о приведении Порядка N 583 в соответствие с федеральным законодательством, невыполнение которого влечёт административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по делу N А58-4785/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4785/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)"
Ответчик: Управление федерального казначейства по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)