город Иркутск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А19-14556/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей Соколовой Л.М., Тютриной Н.Н.,
с участием представителя Муниципального унитарного предприятие "Ритуал" г. Иркутска Махняевой В.В. (доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом, копия свидетельства о заключении брака),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2022 года по делу N А19-14556/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523, далее - МУП "Ритуал", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, далее - Минфин Иркутской области, ответчик) о взыскании 159 342 рублей 11 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены Администрация города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Минсоцразвития).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с решением и постановлением, Минфин Иркутской области обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель ссылается на неправомерность возложения ответственности на Иркутскую область в лице Минфина Иркутской области, поскольку последний не является надлежащим ответчиком по делу в силу того, что главным распорядителем бюджетных средств субъекта по выплате социального пособия (возмещения стоимости услуг, предоставления субсидий) на погребение умерших является Минсоцразвития.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании суда округа представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству суда округа в соответствии с пунктом 5 статьи 15 названного Кодекса выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и устных пояснениях представителя истца, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Ритуал" является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска. В период с января по декабрь 2019 года МУП "Ритуал" осуществлено погребение 38 умерших, не являющихся работающими и пенсионерами на день смерти, на общую сумму 431 999 рублей 48 копеек (с применением тарифов, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14).
Имтцу произведено частичное возмещение расходов по погребению на сумму 272 657 рублей 37 копеек исходя из социального пособия на погребение в размере 7 135 рублей 76 копеек.
МУП "Ритуал", ссылаясь на не возмещение понесенных расходов в размере 159 342 рублей 11 копеек, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Иркутской области в лице Минфина Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В статье 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 указанной статьи в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что к возмещению предъявлены расходы, оказанные МУП "Ритуал" на безвозмездной основе родственникам и иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы (абзац первый пункта 3 статьи 9 Закона о погребении).
Правильно применив названные нормы права, оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (справки о смерти, заявления о предоставлении услуг по погребению, счета-заказы, акты выполненных работ), суды первой и апелляционной инстанций, признав доказанным факт осуществления МУП "Ритуал" с января по декабрь 2019 года захоронения 38 умерших, пришли к выводу о наличии у Иркутской области в лице Минфина Иркутской области обязанности по возмещению спорных расходов.
Материалами дела подтверждаются и ответчиком не оспариваются факт несения расходов по погребению в предъявленном размере и наличие задолженности.
Согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством, осуществляет Минфин Иркутской области. Минсоцразвития полномочиями выступать от имени казны области не наделено.
Ограничение выплат на погребение специализированной службе по вопросам похоронного дела в пределах размера социального пособия на погребение, подлежащего выплате гражданам, действующим законодательством не предусмотрено.
Доказательства выделения Минсоцразвития из областного бюджета денежных средств на возмещение разницы между фактическими затратами предприятия по погребению и полученными им расходами в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного довод Минфина Иркутской области о том, что надлежащим ответчиком по делу является Минсоцразвития, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в рамках данного спора отсутствуют доказательства получения Минсоцразвития из бюджета субъекта необходимой суммы финансов на компенсацию расходов по погребению невостребованных граждан в спорный период времени.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
...
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы (абзац первый пункта 3 статьи 9 Закона о погребении)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2023 г. N Ф02-1670/23 по делу N А19-14456/2022