город Иркутск |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А33-20477/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Коренева Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агротерминал-Таможня" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 февраля 2023 года по делу N А33-20477/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2023 года по тому же делу.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агротерминал-Таможня" (ОГРН 1192468040566, ИНН 2465328736, далее - заявитель, ООО "Агротерминал-Таможня") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (ОГРН 1022402478009, ИНН 2460001790, далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.07.2022 N 10606000-1461/2022.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 февраля 2023 года оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Агротерминал-Таможня" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованным вывод судов о наличии оснований для привлечения к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку нарушений в заполнении обязательных граф отчета по форме ДО-1 не допущено; считает, что таможенный орган вышел за пределы срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; указывает, что таможенный орган в рамках своих полномочий имел возможность отказать в принятии поступивших документов по мотивам отражения в них недостоверных сведений; указывает на наличие оснований для отмены постановления таможенного органа в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В суд кассационной инстанции поступил отзыв таможенного органа, в котором он возражает по доводам кассационной жалобы, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом положений части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
В судебном заседании представитель Красноярской таможни Саргина Елена Владимировна, действующая на основании доверенности от 09.01.2023 (паспорт, диплом) поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе таможенного контроля в форме проверки документов и сведений, указанных в отчете по форме ДО-1, таможенным органом установлено, что 05.08.2021 общество представило в таможенный орган отчет, содержащий недостоверные сведения о номере свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ, а именно: вместо N 10606/160421/10072/1 указан номер 10606/19022110070/1.
По факту выявленных нарушений таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 10606000-001461/2022, составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2022.
По результатам рассмотрения вышеназванного протокола 21.07.2022 таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10606000-1461/2022 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ и назначении ему административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из доказанности таможенным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и отсутствии оснований для применения положений статей 2.9 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Проверяя наличие в действиях общества признаков состава вмененного обществу административного правонарушения, суды обоснованно исходили из того, что объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности; объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении или нарушении срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения; субъектом административного правонарушения является, в том числе юридическое лицо.
Согласно статье 414 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) владелец склада временного хранения обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно части 5 статьи 92 вышеуказанного Федерального закона получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 утверждены порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 ТК ЕАЭС, определены условия и порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности (далее - Приказ N 444).
На основании пункта 2 Приложения N 5 Приказа N 444 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2).
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах, соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.
Согласно пункту 5 Приложения N 5 к Приказу N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом особенностей, указанных в данном пункте.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального права, установив, что вина ООО "Агротерминал-Таможня" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении им, как владельцем СВХ, установленного порядка осуществления таможенной операции временного хранения в части исполнения обязанности по предоставлению достоверных сведений в составе отчета по форме ДО-1, и у него как у профессионального участника рассматриваемых правоотношений, обязанного соблюдать требования таможенного законодательства, имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 16.15 КоАП РФ, является верным, что свидетельствует о правомерности привлечения общества к административной ответственности.
При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления таможенным органом не истек; размер назначенного штрафа соответствует размеру санкции нормы статьи 16.15 КоАП РФ и назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Как верно отмечено судами, само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что обществом не были допущены нарушения при заполнении обязательных граф отчета ДО-1 был обоснованно отклонен судами, отсутствие в пункте 5 приложения 5 к Приказу N 444 рекомендаций по заполнению граф, касающихся указания склада временного хранения и номера свидетельства, не свидетельствует о том, что у лица, представляющего отчет по данной форме, отсутствует обязанность по заполнению приведенных граф утвержденной формы.
Доводы общества о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ были предметом исследования судов и мотивировано отклонены, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований таможенного законодательства.
При этом суды также приняли во внимание, что ООО "Агротерминал-Таможня" является профессиональным участником рассматриваемых правоотношений в области таможенного дела и представление достоверной отчетности является его прямой обязанностью в силу закона; нарушение порядка представления отчетности (в том числе представление отчетности, содержащей недостоверные сведения) лишает таможенный орган возможности надлежащим образом осуществлять таможенный контроль и своевременно выявлять нарушения таможенного законодательства, что посягает на установленный законодательством публично-правовой порядок таможенного регулирования.
Кроме того, согласно абзацу 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя жалобы проверены, однако не влияют на правильность вышеназванных выводов судов и по существу направлены на переоценку установленных судами доказательств и фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 февраля 2023 года по делу N А33-20477/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального права, установив, что вина ООО "Агротерминал-Таможня" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении им, как владельцем СВХ, установленного порядка осуществления таможенной операции временного хранения в части исполнения обязанности по предоставлению достоверных сведений в составе отчета по форме ДО-1, и у него как у профессионального участника рассматриваемых правоотношений, обязанного соблюдать требования таможенного законодательства, имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 16.15 КоАП РФ, является верным, что свидетельствует о правомерности привлечения общества к административной ответственности.
При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления таможенным органом не истек; размер назначенного штрафа соответствует размеру санкции нормы статьи 16.15 КоАП РФ и назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Как верно отмечено судами, само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
...
Доводы общества о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ были предметом исследования судов и мотивировано отклонены, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований таможенного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2023 г. N Ф02-2717/23 по делу N А33-20477/2022