город Иркутск |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А19-17005/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Ламанского В.А., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии от предпринимателя Оленина Сергея Николаевича - Левинсона Владимира Валерьевича (доверенность от 21.01.2022), Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области - Терлецкой Татьяны Владимировны (доверенность от 26.01.2023 N 68), Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Борисовой Марины Викторовны (доверенность от 07.06.2023 N 02-53-9664/23-08),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационные жалобы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2023 года по делу N А19-17005/2022 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оленин Сергей Николаевич (ОГРНИП 319246800142217, ИНН 245508217941, далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - министерство), областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" (ОГРН 1143850039574, ИНН 3816997829), областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Эхирит-Булагатскому району" (ОГРН 1143850038221, ИНН 3849037976), Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, впоследствии - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, далее - фонд) о взыскании 1 452 500 рублей расходов по изготовлению и установке надгробных памятников Героям Социалистического Труда.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 декабря 2022 года на министерство и фонд возложена обязанность произвести выплату компенсации за установку памятников в размере 41 196 рублей за каждое надгробие и с учетом индексации один раз в год, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициента индексации определенного Правительством Российской Федерации. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2023 года судебное решение в части обязания ответчиков произвести выплату истцу компенсации за установку памятников в размере 41 196 рублей за каждое надгробие и с учетом индексации один раз в год, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициента индексации определенного Правительством Российской Федерации отменено, в указанной части принят новый судебный акт. Суд обязал фонд и министерство произвести истцу выплату расходов за установку памятников в сумме 1 452 500 рублей. В остальной части судебное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах заявители, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят проверить законность принятых судебных актов.
По мнению фонда на спорные правоотношения, возникшие до 01.01.2006, положения закона, устанавливающего льготу по сооружению надгробия на могилах Героев за счет средств федерального бюджета, не распространяются.
Министерство указало на следующее: истец документально не подтвердил факт несения расходов в заявленном размере, ответы специализированных организаций о размере и стоимости аналогичных работ и услуг не получили надлежащей оценки суда, размер компенсации подлежит определению по аналогии закона исходя из нормы расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представитель истца их отклонил по мотивам, изложенным в письменных отзывах от 23.05.2023, 01.06.2023.
Иные участвующие в деле лица отзывы на жалобы не представили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Поводом для обращения истца в суд с настоящим иском послужил отказ министерства в возмещении расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) Героев Социалистического Труда Петухова Филарета Богомоловича, Захарова Василия Михайловича и Федюкова Александра Абрамовича на суммы 517 500 рублей, 467 900 рублей и 467 100 рублей соответственно (договоры от 14.01.2021, 19.01.2021, 02.02.2021).
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца, производится за счет средств федерального бюджета.
Расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации (статья 7 названного закона).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок осуществления компенсационных выплат законодательством не определен.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сметы к договорам, акты приемки выполненных работ от 11.09.2021, 12.09.2021), апелляционный суд признал доказанным факт несения истцом расходов в предъявленном размере. При этом суд не принял представленные ответчиками ценовые предложения иных специализированных организаций в качестве допустимых и относимых доказательств завышения стоимости оказанных истцом услуг по сравнению с аналогичными предложениями других исполнителей с учетом сведений о заключенных государственных контрактах по сопоставимым условиям, а также материалов судебной практики.
На основании данных обстоятельств и приведенного правового регулирования апелляционный суд правомерно возложил на министерство и фонд обязанность по осуществлению (проведению) мероприятий, направленных на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Иное толкование заявителями жалоб норм действующего законодательства и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или о допущенной судебной ошибке.
Довод фонда об отсутствии оснований для возмещения расходов на выполнение работ по изготовлению и установке надгробия по мотиву наступления смерти граждан до вступления в силу Закона N 5-ФЗ (статья 6.1) не принимается во внимание, поскольку указанный закон и Постановление N 740 в качестве критерием возможности установки памятника за счет федерального бюджета предусматривают наличие у умершего статуса Героя Социалистического Труда и отсутствие надгробного памятника постоянного образца на 01.01.2006, вне зависимости от даты смерти.
Довод министерства о необходимости применения к спорным правоотношениям по аналогии закона положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 подлежит отклонению как основанный на неверном толковании положений пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные приведенные доводы не опровергают выводы суда, фактически сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств и имеющейся по делу доказательственной базы, что недопустимо на стадии кассационного производства.
Нарушений норм процессуального права, в частности являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2023 года по делу N А19-17005/2022 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
В.А. Ламанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
...
Довод фонда об отсутствии оснований для возмещения расходов на выполнение работ по изготовлению и установке надгробия по мотиву наступления смерти граждан до вступления в силу Закона N 5-ФЗ (статья 6.1) не принимается во внимание, поскольку указанный закон и Постановление N 740 в качестве критерием возможности установки памятника за счет федерального бюджета предусматривают наличие у умершего статуса Героя Социалистического Труда и отсутствие надгробного памятника постоянного образца на 01.01.2006, вне зависимости от даты смерти.
Довод министерства о необходимости применения к спорным правоотношениям по аналогии закона положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 подлежит отклонению как основанный на неверном толковании положений пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июня 2023 г. N Ф02-2824/23 по делу N А19-17005/2022
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-43/2023
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2824/2023
15.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-43/2023
07.12.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17005/2022