город Иркутск |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А19-20457/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представителя Осинского муниципального управления образования Эрдынеева Алдара Эдуардовича (доверенность от 02.11.2022, диплом, паспорт);
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа председателя Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района Балдыханова В.Н. (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Осинского муниципального управления образования на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Осинское муниципальное управление образования (далее - Осинское МУО, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района (далее - КСП Осинского муниципального района) от 23.08.2021 N 01-11/1.
Решением суда от 12 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным представление КСП Осинского муниципального района от 23.08.2021 N 01-11/1 в части возложения на Осинское МУО обязанности заключить договоры о материальной ответственности с сотрудниками Осинского МУО. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Осинское МУО обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не рассмотрели требование Управления в части признания незаконным представления о неэффективном расходовании бюджетных средств; оплата за неполученные товары (ранее их получения) или принятие к учету документов ранее самой хозяйственной операции не являются неэффективным расходованием бюджетных средств; отсутствуют доказательства нецелевого использования бюджетных средств при приобретении ГСМ для транспортных средств, не принадлежащих Управлению, и при проведении фуршетов; спорные средства на ГСМ и проведение фуршетов были предусмотрены сметой Управления и потрачены на мероприятия, соответствующие направлению его деятельности и Уставу; суды не выяснили, использовались ли транспортные средств в деятельности Осинского МУО; данные транспортные средства принадлежат работникам, которые использовали личный транспорт в служебных целях в соответствии с должностными инструкциями; в части использования средств на банкет суды не приняли во внимание довод Управления об ошибке бухгалтера, ошибочно указавшего в платежном поручении назначение платежа "на приобретение канцтоваров" вместе "на проведение банкета".
В отзыве на кассационную жалобу КСП Осинского муниципального района считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Осинского МУО и КСП Осинского муниципального района в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Планом работы на 2021 год КСП Осинского муниципального района проведено контрольное мероприятие "Проверка законного, эффективного (экономного и результативного) использования средств бюджета за период 2018-2020 годов в Осинском МУО", в ходе которого выявлен ряд нарушений и недостатков в деятельности проверяемого объекта, которые заключаются в нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств, ненадлежащем ведении бухгалтерского учета, несоблюдении порядка ведения кассовых операций и порядка формирования учетной политики, отсутствии ведения реестра закупок.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 02.08.2021 N 01-09/2.
КСП Осинского муниципального района Осинскому МУО выдано представление от 23.08.2021 N 01-11/1, согласно которому по результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения.
В нарушение статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в Осинском МУО реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, отсутствует.
Установлены факты нарушения правил ведения бухгалтерского учета, допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в частности:
- в нарушение пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не проведена инвентаризация обязательств, инвентаризация имущества проведена частично. Выявлены случаи расхождения в фактическом наличии и бухгалтерских данных, не отраженных в инвентаризации. Не ведутся инвентаризационные карточки по объектам основных средств. Допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности более, чем на 10 процентов.
- в нарушение статей 8, 9, 29 Закона N 402-ФЗ в утверждённой учетной политике отсутствуют приложения, формы первичных документов, на которые ссылается учетная политика, на 2018 год учетная политика не утверждена; принимаются к бухгалтерскому учету первичные документы, оформленные ненадлежащим образом; не заполнены реквизиты первичных документов; применяются неунифицированные формы первичных документов, первичные документы не подписаны ответственными лицами; регистры бухгалтерского учета заполняются не на основании первичных документов; в оригиналах подшитых бухгалтерских документов отсутствовали документы, предоставленные после составления акта по результатам контрольного мероприятия; к учету принимаются документы до совершения расходных операций; отсутствуют нормы списания ГСМ, путевые листы заполняются в нарушение правил оформления первичных документов; акты о списании материальных запасов не подписаны комиссией.
В нарушение Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У не установлен лимит остатка наличных денег; кассовые документы не подписаны кассиром; расходные ордера не пронумерованы; в кассовой книге расход указывается общей суммой.
В нарушение пункта 5.6 Устава сметы расходов не подписаны начальником.
Выявлено нецелевое использование бюджетных средств в размере 74 324 рубля, из них:
- оплата ГСМ на автомобили, не принадлежащие Осинскому МУО на сумму 37 324 рубля;
- оплата согласно авансовому отчету от 12.11.2019 и товарному чеку банкета 12.11.2012 на сумму 37 000 рублей, в то время как в платежном поручении о перечислении подотчета в назначении платежа указано на приобретение канцтоваров. Следовательно, произведена оплата за расходы, не имеющие отношения к факту хозяйственной деятельности Осинского МУО.
Также Управлением допущены факты неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 651 754 рубля 36 копеек, выразившиеся в оплате денежных средств за неполученный товар.
В нарушение пункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не осуществляется приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отсутствуют даты приемки и подписи лица (лиц), ответственного(ых) за приемку товаров.
В соответствии с данным представлением Осинскому МУО необходимо проанализировать результаты контрольного мероприятия, принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, способствовавших им причин и условий с целью исключения подобных фактов в дальнейшем, в том числе:
- принять меры по организации и ведению внутреннего финансового контроля в установленном законом порядке;
- провести инвентаризацию имущества и обязательств Осинского МУО;
- привести данные бухгалтерского учета в соответствие с фактическими показателями;
- заключить договоры материальной ответственности с сотрудниками Осинского МУО;
- учетную политику привести в соответствие с действующим законодательством;
- повысить ответственность должностных лиц за достоверность и соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения бюджетного законодательства, законодательства в сфере закупок;
- в соответствии со статьей 73 Кодекса вести реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов;
- закупки для нужд Осинского МУО осуществлять путем заключения муниципальных контрактов (договоров) в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ;
- возвратить в бюджет Осинского муниципального района денежные средства, использованные по нецелевому назначению, в размере 74 324 рубля 01 копейка.
Пунктом 2 представления на Управление возложена обязанность уведомить КСП о принятых решениях и мерах по результатам выполнения представления в письменной форме с приложением копий, подтверждающих документов в течение одного месяца со дня получения представления.
Осинское МУО обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований (за исключением требования о возложении на Осинское МУО обязанности заключить договоры о материальной ответственности с сотрудниками), исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 265 Кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1); внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 2).
Абзацем 4 пункта 1 статьи 266.1 Кодекса предусмотрено, что к объектам государственного (муниципального) финансового контроля отнесены, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения.
Аналогичные положения предусмотрены частью 4 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
Согласно статье 268.1 Кодекса к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, контроль в других сферах, установленных Законом N 6-ФЗ (пункт 1); при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки и объектам контроля направляются представления (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Кодекса контрольно-счетные органы муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды пришли к обоснованному выводу о доказанности КСП Осинского муниципального района наличии в действиях Осинского МУО нарушений бюджетного законодательства, выразившихся в непроведении инвентаризации имущества и обязательств Осинского МУО; нарушении правил ведения бухгалтерского учета; отсутствии в учетной политике ряда утвержденных приложений, в том числе Приложение N 15 "О внутреннем финансовом контроле", что свидетельствует о том, что Управление некорректно ведет учетную политику; отсутствии внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни; отсутствии реестра закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов.
В этой части Осинское МУО в кассационной жалобе выводы судов не оспаривает.
Согласно статье 38 Кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Кодекса).
Судами установлено, что Осинским МУО из средств бюджета муниципального района израсходовано 37 324 рубля 01 копейка на оплату горюче-смазочных материалов для автотранспортных средств, которые не принадлежат Управлению, а также 37 000 рублей на оплату банкета, в то время как в платежном поручении о перечислении подотчета в назначении платежа указано на приобретение канцтоваров.
Поскольку Управлением из средств бюджета муниципального района произведена оплата расходов, не имеющих отношения к факту хозяйственной деятельности Осинского МУО, суды пришли к правильному выводу о том, что названные действия свидетельствуют о нарушении статьи 306.4 Кодекса.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что транспортные средств принадлежат работникам, которые использовали личный транспорт в служебных целях в соответствии с должностными инструкциями; в части использования средств на банкет бухгалтером ошибочно указано в платежном поручении назначение платежа "на приобретение канцтоваров" вместо "на проведение банкета", не опровергают факт нецелевого использования бюджетных средств.
Из буквального содержания пункта 1 статьи 306.4 Кодекса следует, что использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.
В данном случае целью получения денежных средств из муниципального бюджета является обеспечение деятельности Управления. Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства использования этих транспортных средств именно для осуществления Управлением своей хозяйственной деятельности.
Оплата "банкета" произведена из средств, предоставленных Бардамовой Р.А. в подотчет на приобретение канцтоваров, что Управлением не опровергнуто.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оплата за неполученные товары (ранее их получения) или принятие к учету документов ранее самой хозяйственной операции не являются неэффективным расходованием бюджетных средств, не может быть принят во внимание.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статьи 34 Кодекса).
Как следует из акта проверки и оспариваемого представления, неэффективным использованием средств КСП Осинского муниципального района признает оплату за неполученный товар.
Так, актом проверки установлено, что 15.06.2018 платежным поручением N 37921 была произведена оплата в размере 55 000 рублей ООО "Нова Принт" за печать книги; 25.12.2019 платежным поручением N 797170 произведена оплата ООО "Издательство оттиск" в размере 100 600 рублей за полиграфическую продукцию; платёжным поручением от 03.12.2019 N 381482 произведена оплата ООО "ДНС Ритейл" на сумму 53 794 рубля за оргтехнику.
Однако доказательства выполнения работ, приемки товара в ходе проверки, а также при рассмотрении дела в материалы дела не представлены. Следовательно, оплата из средств бюджета был произведена, однако, доказательства, что результат (приобретение товара, услуг) достигнут, не представлены, что правильно квалифицировано КСП как неэффективное использование бюджетных средств.
В этой связи у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным представления и в этой части.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 268.1 Кодекса к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, контроль в других сферах, установленных Законом N 6-ФЗ (пункт 1); при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки и объектам контроля направляются представления (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Кодекса контрольно-счетные органы муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2023 г. N Ф02-2391/23 по делу N А19-20457/2021