город Иркутск |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А19-18876/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" Троянова С.А. (доверенность от 26.07.2022, диплом), Кислицына О.Г. (доверенность от 24.10.2022), Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области Садохиной Ю.Н. (доверенность от 23.12.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Легион" (ОГРН 1083819001518, ИНН 3819021369, г. Иркутск; далее - ООО "ОА "Легион") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлениями о признании незаконными действий Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление Росгвардии по Иркутской области, Управление) по проведению выездных проверок ООО "ОА "Легион":
- 25.05.2022 в офисе ООО "ОА "Легион" по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Розы Люксембург, д. 5;
- 31.05.2022 в офисе ООО "ОА "Легион" по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Розы Люксембург, д. 5,
а также выездных проверок в отношении следующих объектов, находящихся под охраной ООО "ОА "Легион":
- 24.05.2022 на охраняемых объектах: Спальный корпус N 1 Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а", Учебный корпус Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а";
- 31.05.2022 на охраняемых объектах: Спальный корпус N 1 Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а"; Учебный корпус Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а"; Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а"; магазин "Светофор" по адресу: г. Усолье-Сибирское, пр. Ленинский, 72; магазин "Светофор" по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Стопани, 39; нежилое здание ЧПОУ "Русско-Азиатский экономико-правовой колледж", по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Стопани, 70 а;
- 06.06.2022 "Дом ребёнка" ОГКУЗ "Специализированный дом ребёнка" по адресу: г. Усолье- Сибирское, ул. Коростова, 23.
Заявления приняты к производству суда, возбуждены дела N А19-18876/2022 и N 19-18874/2022, объединенные в одно производство с присвоением делу N А19-18876/2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ОА "Легион" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ), Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закона N 248-ФЗ), Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утвержденного приказом Росгвардии от 30.11.2019 N 395 (далее - Административный регламент N 395), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отсутствии со стороны Управления нарушений, выразившихся в неизвещении Общества о проведении осмотров конкретных объектов охраны, нарушают права Общества, не позволяют присутствовать при проведении проверки, делать замечания, давать пояснения, представлять документы, поскольку оно не знает, какой именно объект проверяется с учетом наличия множества охраняемых Обществом объектов; уведомление о проводящийся проверке каждого конкретного объекта должно быть предварительным и иметь определенное процессуальное оформление; положения Закона N 294-ФЗ подлежат применению в части порядка и организации проведения проверок, к отношениям, не урегулированным Закона N 2487-1; при отсутствии представителя Общества, извещенного о месте, где необходимо обеспечить присутствие представителя, проверка не проводится, в отношении Общества составляется протокол о воспрепятствовании проверке.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росгвардии по Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными; указывает, что должностными лицами, проводившими проверку, предлагалось работникам Общества непосредственно осуществляющим охрану объектов, связаться любыми доступными способами с руководством Общества для направления представителя на объект проверки, и работники Общества реализовали данную возможность, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах видеозаписи проверки на объектах Спальный корпус N 1, Учебный корпус.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "ОА "Легион" и Управления Росгвардии по Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ОА "Легион" имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности N Л056-00106-38/00033635, выданную Управлением Росгвардии по Иркутской области со сроком действия до 21.03.2023.
Лицензируемый вид деятельности осуществлялся Обществом на объектах, расположенных в Иркутской области (г. Усолье-Сибирское и Усольский район, г. Ангарск и Ангарский район).
В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 20 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Административного регламента N 395, ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основании распоряжения от 21.03.2022 N 64-р Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ОА "Легион", в ходе которой установлены нарушения обязательных требований: Закона N 2487-1, Положения о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании), Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденных Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419, Административного регламента N 395, Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (раздел ХХ Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.06.2022 N 64-р.
В рамках указанной плановой выездной проверки должностными лицами Управления осуществлены проверки на объектах Общества:
25 мая 2022 года в офисе ООО "ОА "Легион" по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Розы Люксембург, д. 5;
31 мая 2022 года в офисе Общества по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Розы Люксембург, д. 5;
24 мая 2022 года на охраняемом объекте: Спальный корпус N 1 Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а";
24 мая 2022 года на охраняемом объекте: Учебный корпус Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а";
31 мая 2022 года на охраняемом объекте: Спальный корпус N 1 Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а";
31 мая 2022 года на охраняемом объекте: Учебный корпус Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а";
31 мая 2022 года на охраняемом объекте Санаторной школы-интернат N 4, по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Карла-Маркса, 64 "а";
31 мая 2022 года, магазин "Светофор" по адресу: г. Усолье-Сибирское, пр. Ленинский, 72;
31 мая 2022 года, магазин "Светофор" по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Стопани, 39;
31 мая 2022 года, нежилое здание ЧПОУ "Русско-Азиатский экономико-правовой колледж", по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Стопани, 70 а;
06 июня 2022 года, "Дом ребёнка" ОГКУЗ "Специализированный дом ребёнка", по адресу: г. Усолье- Сибирское, ул. Коростова, 23.
ООО "ОА "Легион", полагая, что действия Управления по проведению выездных проверок на объектах Общества без уведомления о проведении проверки на каждом объекте, не соответствуют требованиям закона, нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые действия Управления не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные пунктами 32 и 33 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление частной охранной и частной детективной (сыскной) деятельности.
Войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций (пункт 20 части 1 статьи 9 Закона N 226-ФЗ).
Статьей 20 Закона N 2487-1 установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориальных органов. Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности установлены Административным регламентом N 395.
Согласно пункту 25 Административного регламента N 395 о проведении плановой проверки охранная организация уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) или выписки из распоряжения (приказа) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты охранной организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен охранной организацией в орган государственного контроля (надзора), или иным доступным способом.
Органом государственного контроля (надзора) плановые выездные проверки проводятся по месту нахождения охранной организации, месту (местам) осуществления лицензируемого вида деятельности и месту (местам) оказания охранных услуг (пункт 26 Административного регламента N 395).
Названными нормами не предусмотрена обязанность органа государственного контроля (надзора) уведомлять о каждом отдельном выходе сотрудников Управления на каждый объект и его осмотре.
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка Общества проведена на основании распоряжения от 21.03.2022 N 64-р; период проведения выездной плановой проверки определен с 16.05.2022 по 09.06.2022. В процессе проверки запланировано обследование используемых юридическим лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств; проверка соблюдения лицензионных требований на постах частной охранной организации.
Судами установлено, что проведенная в отношении Общества проверка являлась плановой, была включена в план проведения проверок. Распоряжение о проведении проверки было направлено Обществу по адресам: Иркутская область, г. Усолье- Сибирское, ул. Розы Люксембург, 5, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Молотовая, 36, 21, что подтверждается сопроводительными письмами от 22.03.2022 N 713/9/1-14-1208, от 22.03.2022 N 713/9/1-14-1208, актами о вложении документов, почтовыми реестрами, почтовыми квитанциями, отчетами об отслеживании почтовых отправлений и не оспаривается заявителем жалобы.
Каких-либо нарушений при организации и проведении проверки судами не установлено.
Ссылки заявителя жалобы на Закон N 294-ФЗ и Закон N 248-ФЗ обоснованно отклонены судами, поскольку данные Законы не применяются к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Доводы Общества о допущенных Управлением нарушениях, выразившихся в неизвещении Общества о проведении осмотров при проведении плановой проверки, по каждому из объектов охраны, со ссылкой на предусмотренные пунктом 9 Административного регламента N 395 права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), проверены, однако подлежат отклонению, как несостоятельные, не свидетельствующие о наличии обязанности органа государственного контроля (надзора) уведомлять о каждом отдельном выходе сотрудников Управления на каждый объект.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, основаны на неверном толковании норм материального права, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Органом государственного контроля (надзора) плановые выездные проверки проводятся по месту нахождения охранной организации, месту (местам) осуществления лицензируемого вида деятельности и месту (местам) оказания охранных услуг (пункт 26 Административного регламента N 395).
...
Ссылки заявителя жалобы на Закон N 294-ФЗ и Закон N 248-ФЗ обоснованно отклонены судами, поскольку данные Законы не применяются к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Доводы Общества о допущенных Управлением нарушениях, выразившихся в неизвещении Общества о проведении осмотров при проведении плановой проверки, по каждому из объектов охраны, со ссылкой на предусмотренные пунктом 9 Административного регламента N 395 права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), проверены, однако подлежат отклонению, как несостоятельные, не свидетельствующие о наличии обязанности органа государственного контроля (надзора) уведомлять о каждом отдельном выходе сотрудников Управления на каждый объект."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2023 г. N Ф02-3293/23 по делу N А19-18876/2022