город Иркутск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А33-10689/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 23 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курочкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" Обеднина В.К. (доверенность от 20.09.2019), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Солончук Т.А. (доверенность N ВСЖД - 199/Д от 15.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 ноября 2022 года по делу N А33-10689/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" (ОГРН: 1042401785975, ИНН: 2460041842, г. Красноярск; далее - ООО "ВСМК", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, г. Москва; далее - ООО "РЖД", ответчик) в лице: Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения - Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "Российские железные дороги" и Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения - Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 50 720 ущерба в виде недостачи груза в количестве 1 600 кг лома черных металлов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, памятка приемосдатчика не подтверждает факт прибытия груза без недостачи и его приема грузополучателем без возражений, поскольку не содержит сведений о количестве груза; перевозчиком не выполнена обязанность по составлению коммерческого акта; в силу действующего законодательства вина перевозчика за ущерб, возникший во время перевозки, предполагается; истцом доказан факт утраты груза во время перевозки. Также заявитель не согласен с оценкой представленных в дело доказательств, полагает, что судами неверно распределено бремя доказывания обстоятельств, связанных с утратой груза.
ООО "РЖД" в отзыве от 26.06.2023 доводы кассационной жалобы отклонило, указав на их несостоятельность, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом иска по настоящему делу является требование грузоотправителя к перевозчику о возмещении стоимости недостающего груза, перевозимого железнодорожным транспортом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заключенного между истцом и ответчиком договора N 880011920 от 08.08.2019 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, во исполнение договора поставки N 2701/ЧЛ-МКМ от 27.01.2020, заключенного между истцом (поставщик) и ООО "МКМ" (покупатель), ООО "ВСМК" осуществило отправку лома черных металлов, не поименованный в алфавите массой 64 500 кг со станции отправления Боготол Крас. ж.д. в адрес станции назначения ст. Металлургическая Ю/Уральской ж.д грузополучателю ПАО "Челябинский металлургический комбинат" в полувагоне N 60643558.
Количество товара в размере 64 500 кг подтверждается квитанцией о приемке груза (на повагонную отправку с грузами кроме наливных, прямое сообщение (02)) ЭЭ 922644 от 12.06.2021.
Полувагон N 60643558 прибыл на станцию назначения 20.06.2021. В соответствии с памяткой приемосдатчика N 542 от 20.06.2021 вагон N 60643558 получен грузополучателем ПАО "Челябинский металлургический комбинат" 20.06.2021 в 20:40 без замечаний. Оригинал накладной выдан перевозчиком 20.06.2021.
Согласно приемосдаточного акта N МКМ/5-13754 от 22.06.2021, составленного на основании договора поставки N 2701/ЧЛ-МКМ от 27 января 2020 года, вес нетто (тонн) составил 61,415 тонн.
Согласно справки исх. N 510 от 05.08.2021 стоимость 1,6 тонн недостающего металлолома вида ЗА составила 31 700 руб./тонна на сумму 50 720 руб. 00 коп. (без НДС).
Сообщение о недостаче прибывшего груза поступило поставщику 21.06.2021.
ООО "ВСМК" принимало меры к вызову представителя ОАО "РЖД" для фиксации факта недостачи груза, и составления коммерческого акта, что подтверждается письмами от 21.06.2021 N 394, от 21.06.2021 за исх.N 392. Однако ответа на указанные письма истец не получил. Претензии ООО "ВСМК" по недостаче груза перевозчиком удовлетворены не были.
Ссылаясь на причинение грузоотправителю ущерба на сумму 50 720 рублей, в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по перевозке груза, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 15, 784, 785, 796, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 41, 118, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), а также принимая во внимание правовые позиции, отраженные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (пункт 37), исходили из недоказанности факта утраты (недостачи) груза по вине перевозчика после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Из пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 95 Устава следует, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в случае прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе (статья 41 Устава).
Согласно статье 119 Устава для удостоверения обстоятельств повреждения (порча) груза, багажа и возможных причин такого повреждения составляется коммерческий акт.
По грузам (за исключением контейнеров), перевозимым в вагонах открытого типа подвижного состава, перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения (пункт 5.2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила)).
В соответствии со статьей 118 Устава перевозчик освобождается от ответственности за повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа.
Исходя из пункта 11 Правил, в случае, если после передачи перевозчиком вагонов с грузами, в том числе с контейнерами, грузополучателю или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, или пользователю, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о доступе к грузу, не установленные при передаче и не отраженные в памятке приемосдатчика, то всю ответственность за несохранность грузов несет сторона, принявшая груз от перевозчика, и прием грузов производится без участия перевозчика.
В рассматриваемом случае суды установили, что вагон N 60643558 с грузом прибыл на станцию назначения Металлургическая Ю/Уральской ж.д исправным в техническом и коммерческом отношении, не имел признаков недостачи, утраты или повреждений; при проведении коммерческого осмотра приемосдатчиком ОАО "РЖД" замечаний выявлено не было; от грузополучателя информация о недостаче груза не поступала, заявка на комиссионную выдачу с участием представителя ОАО "РЖД" не направлялась, памятка приемосдатчика подписана представителем грузополучателя без замечаний.
Поскольку груз, прибывший в железнодорожном полувагоне, не имел признаков недостачи, утраты, повреждений, то в силу пункта 5.2 Правил, статьи 41 Устава у перевозчика отсутствовали основания для составления коммерческого акта.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о недоказанности факта возникновения недостачи в период перевозки и об отсутствии оснований для возложения ответственности на перевозчика.
Доводы о доказанности факта утраты груза во время перевозки были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. Так, суды установили, что письмо о вызове представителя перевозчика для составления коммерческого акта направлено истцом в адрес ответчика после сдачи спорного вагона на путь необщего пользования, акт о несоответствии массы груза составлен после принятия вагона на выставочных путях. Также суды установили, что погрузка и определение массы груза осуществлялись силами отправителя, в указанный период вагон во владении перевозчика не находился, обязанность по проверке указанной массы груза у перевозчика отсутствует. Поскольку доказательства, подтверждающие факт утраты (недостачи) груза по вине перевозчика после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, факт передачи вагона грузополучателю с признаками недостачи груза, в материалы дела не представлено, суды обоснованно не нашли оснований для взыскания с перевозчика убытков и отказали в иске.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, неверного распределения бремени доказывания и неправильного применения требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено.
Заявленные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств. Вместе с тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 ноября 2022 года по делу N А33-10689/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 118 Устава перевозчик освобождается от ответственности за повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа.
Исходя из пункта 11 Правил, в случае, если после передачи перевозчиком вагонов с грузами, в том числе с контейнерами, грузополучателю или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, или пользователю, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о доступе к грузу, не установленные при передаче и не отраженные в памятке приемосдатчика, то всю ответственность за несохранность грузов несет сторона, принявшая груз от перевозчика, и прием грузов производится без участия перевозчика.
...
Поскольку груз, прибывший в железнодорожном полувагоне, не имел признаков недостачи, утраты, повреждений, то в силу пункта 5.2 Правил, статьи 41 Устава у перевозчика отсутствовали основания для составления коммерческого акта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2023 г. N Ф02-3128/23 по делу N А33-10689/2022