город Иркутск |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А58-7015/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Курочкиной И.А., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2023 года по делу N А58-7015/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402044563, ИНН 1435058287, г. Якутск, далее - Прокуратура, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к акционерному обществу "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (ОГРН 1061435055637, ИНН 1435178584, г. Якутск, далее - АО ФАПК "Сахабулт"), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401068105, ИНН 1435003143, г. Якутск, далее - Минсельхоз) о признании недействительным соглашения о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на возмещение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины от 23.12.2019 N С 1474/11, заключенного между Минсельхозом и АО "ФАПК "Сахабулт"; применении последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания АО ФАПК "Сахабулт" перечислить 34 725 488 рублей 77 копеек на лицевой счет Минсельхоза.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2021 года, иск удовлетворен. Данное решение отменено по новым обстоятельствам решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2022 года.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года, иск вновь удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 3, 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) N 417 от 29.05.2019 (далее - Порядок предоставления субсидии).
АО ФАПК "Сахабулт" в кассационной жалобе просит обжалуемые решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что соглашение N С 1474/11 о предоставлении из бюджета субсидии заключено в отсутствие условий, необходимых для предоставления субсидии, ссылается на отсутствие оснований для признания его недействительным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о признании недействительным соглашения о предоставлении субсидии из бюджета и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата полученной субсидии.
В силу требований пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что во исполнение заключенного 23.12.2019 между Минсельхозом и АО ФАПК "Сахабулт" на основании Порядка предоставления субсидии соглашения о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на возмещение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины N С-1474/11 АО ФАПК "Сахабулт" в 2019 году предоставлена субсидия в размере 34 725 488 рублей 77 копеек. Факт получения данной субсидии сторонами не оспаривается.
Полагая, что, субсидия предоставлена юридическому лицу, не соответствующему установленным Порядком предоставления субсидии требованиям, Прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, установив, что соглашение N С-1474/11 о предоставлении из бюджета субсидии заключено в отсутствие условий, необходимых для предоставления субсидии, в нарушение статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия предоставлена юридическому лицу, не соответствующему установленным Порядком предоставления субсидий требованиям, судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск и признали соглашение о предоставлении субсидии из бюджета недействительным, применив последствий недействительности сделки, обязав АО ФАПК "Сахабулт" возвратить в бюджет незаконно полученную субсидию.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для признания соглашения N С-1474/11 о предоставлении из бюджета субсидии недействительным как заключенного в отсутствие условий, необходимых для предоставления субсидии, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2.24 и 2.25 Порядка предоставления субсидии одним из условий предоставления субсидии является отсутствие у лица, претендующего на получение субсидии, задолженности по налогам, сборам, страховым сборам, взносам, пеням, штрафам.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2.24. Порядка предоставления субсидии одним из требований, которым должно соответствовать лицо, претендующее на получение субсидии на день подачи заявления на участие в отборе получателей субсидии, является включение лица, претендующего на получение субсидии, в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.
Обращаясь с заявлением на участие в отборе получателей субсидий, АО ФАПК "Сахабулт" представило справку об отсутствии просроченной задолженности по возврату в государственный бюджет республики бюджетных инвестиций, субсидий, иной задолженности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по состоянию на 01.12.2019 у АО ФАПК "Сахабулт" имелась задолженность по налогам, сборам, страховым сборам, взносам, пеням, штрафам, процентам на общую сумму 7 415 045 рублей, в том числе по региональным налогам 601 504 рублей 10 копеек. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 02.07.2021 N 10-35/10384@.
Кроме того, судами отмечено, что в материалы дела не представлено доказательств наличия статуса у АО ФАПК "Сахабулт" статуса сельхозтоваропроизводителя для получения государственной поддержки (исходя из положений Перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 N 79-р). Вопреки доводам кассационной жалобы, заявление Прокуратурой соответствующих доводов не изменило основание иска, которым определено несоответствие АО ФАПК "Сахабулт" критериям предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии.
В соответствии с подпунктами "в", "е" пункта 2.16 Порядка предоставления субсидии одним из оснований для отклонения заявления на участие в отборе является несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2.24 настоящего Порядка, а также недостоверность предоставленной информации.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у АО ФАПК "Сахабулт" правовых оснований для получения субсидии.
Довод заявителя о правомерности получения им субсидии, поскольку при ее предоставлении Минсельхозом проверены требования пункта 2.16 Порядка предоставления субсидии, оснований для отклонения заявления не найдено, не влияет на правомерность выводов судов об отсутствии оснований для предоставления субсидии АО ФАПК "Сахабулт", сделанных на основе оценки совокупности условий, наличие которых порождает для общества право претендовать на субсидию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2023 года по делу N А58-7015/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по состоянию на 01.12.2019 у АО ФАПК "Сахабулт" имелась задолженность по налогам, сборам, страховым сборам, взносам, пеням, штрафам, процентам на общую сумму 7 415 045 рублей, в том числе по региональным налогам 601 504 рублей 10 копеек. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 02.07.2021 N 10-35/10384@.
Кроме того, судами отмечено, что в материалы дела не представлено доказательств наличия статуса у АО ФАПК "Сахабулт" статуса сельхозтоваропроизводителя для получения государственной поддержки (исходя из положений Перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 N 79-р). Вопреки доводам кассационной жалобы, заявление Прокуратурой соответствующих доводов не изменило основание иска, которым определено несоответствие АО ФАПК "Сахабулт" критериям предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2023 г. N Ф02-3270/23 по делу N А58-7015/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3270/2023
26.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6778/2021
23.01.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7015/2021
28.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7015/2021
28.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1205/2022
31.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6778/2021
25.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7015/2021