город Иркутск |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А19-17206/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Администрации города Иркутска, Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска Полодухиной О.Е. (доверенности от 29.12.2022, от 30.12.2022, диплом, служебное удостоверение), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Кузнецова Д.Е. (доверенность от 17.01.2023, диплом, удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Иркутска и Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2023 года по делу N А19-17206/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрации города Иркутска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании недействительными решения и предписания от 18.05.2022 по делу N 038/01/00-484/2022.
В качестве созаявителя к участию в деле привлечен Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - Комитет);
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сато" (ОГРН 1173850028109, ИНН 3811447927, далее - ООО "Сато") и общество с ограниченной ответственностью "ПенсионТурБайкал" (ОГРН 1153850030927, ИНН 3849054153, далее - ООО "ПенсионТурБайкал").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация и Комитет обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявители указывают на необоснованность выводов судов, полагают, что в отношении спорных нестационарных торговых объектов (далее - НТО) Комитет действовал во исполнение рекомендаций о введении моратория на демонтаж НТО; выводы судов о непринятии реальных мер по обеспечению требований законодательства о защите конкуренции не соответствуют действительности, поскольку уведомления о демонтаже НТО направлялись.
Из отзыва Иркутского УФАС России следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами. Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители Администрации, Комитета и Управления поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, в соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257/5, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска) является отраслевым (функциональным) органом Администрации, осуществляющим деятельность в сфере имущественных и земельных отношений; к его полномочиям было отнесено заключение, изменение, расторжение от имени администрации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещению НТО на территории города Иркутска, договоров аренды земельных участков под размещение НТО, осуществление контроля за исполнением заключенных договоров.
В ходе рассмотрения антимонопольным органом заявления Герасимовой Т.А. было установлено, что распоряжением КУМИ г. Иркутска от 01.11.2019 N 504-02-3583/19 утверждено 5 мест под НТО на период проведения ярмарки с 15.11.2019 по 15.10.2020 по организации обслуживания населения в зоне массового отдыха жителей г. Иркутска на пляже "Якоби". Указанные НТО предоставлены в аренду хозяйствующим субъектам ООО "Сато" и ООО "ПенсионТурБайкал".
Согласно пунктам 2.2.12 договоров на предоставление места на ярмарке от 11.11.2019 по прекращению договора пользователь обязан освободить занимаемое торговое место в течение 10 календарных дней.
Направленные КУМИ г. Иркутска 17.11.2020 владельцам НТО уведомления о добровольном демонтаже, не исполнены.
Поскольку по истечении установленных в уведомлении сроков меры по демонтажу размещенных НТО не были приняты, и неприняты со стороны Администрации меры по контролю за размещением НТО, расположенных на пляже "Якоби" г. Иркутска, усмотрев в таком бездействии признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управление выдало предупреждение от 11.01.2021 N 038/1/21 о необходимости прекращения бездействия путем демонтажа самовольно размещенных НТО, в срок до 31.03.2021.
С 01.01.2021 полномочиями по созданию условий для обеспечения жителей г. Иркутска услугами общественного питания, торговли, и бытового обслуживания наделен Комитет, который также наделен полномочиями по выявлению самовольно размещенных НТО, принятию мер по их демонтажу (решение Думы г. Иркутска от 28.01.2016 N 006-20-170263/6, с изменениями, внесенными решением Думы г. Иркутска от 28.09.2020 N 007-20-017167/0).
Администрацией и Комитетом 25.01.2021, 22.06.2021, 23.08.2021, 24.11.2021 направлялись в Управление ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения по разным основаниям (ввиду внесения изменений в Порядок по демонтажу в части наделения полномочиями; издания Распоряжения Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р "О рекомендациях органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров"; направления хозяйствующим субъектам повторных уведомлений о добровольном демонтаже НТО; необходимости заключения муниципального контракта для производства работ по демонтажу НТО, подготовки сметных расчетов по демонтажу самовольно размещенных НТО).
По ходатайству Комитета от 24.11.2021 Управлением новый срок исполнения предупреждения был установлен 31.03.2022.
25.03.2022 Комитет вновь обратился в Иркутское УФАС России с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения в связи с изменением сметной стоимости в 1 квартале 2022 года.
В связи с признанием причин продления срока не уважительными и невыполнением в установленный срок предупреждения от 11.01.2021 N 038/1/1, Иркутским УФАС России на основании приказа от 31.03.2022 N 038/98/22 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, проведено антимонопольное расследование и по его результатам принято решение от 18.05.2022 N 038/442/22 о признании Комитета нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с бездействием по непринятию мер по демонтажу пяти нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: г. Иркутск, пляж "Якоби".
На основании решения Комитету выдано предписание от 18.05.2022 об устранении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем демонтажа 5 НТО, расположенных по адресу: г. Иркутск, пляж "Якоби".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация и Комитет обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителей.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации от 29.12.2018 N 031-06-961/8 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска (далее - Положение), согласно пунктам 6, 7 которого размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места. Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона, аукциона в электронной форме).
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом установлен факт нахождения НТО на муниципальных землях, в период после истечения сроков действия договоров на предоставления мест на ярмарке (15.10.2020), без оформления соответствующих договоров, что не оспаривается третьими лицами и заявителями.
Предупреждение Управления N 038/1/21 от 11.01.2021 исполнено не было, соответствующие меры по демонтажу неправомерно размещенных НТО Комитетом не приняты.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суды установили, что в отсутствие заключенных договоров под размещение НТО, бездействие Комитета создает для ООО "Сато" и ООО "ПенсионТурБайкал" необоснованные и незаконные преимущества, при которых указанные лица поставлены в неравные, более выгодные условия деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты на соответствующем рынке розничной продажи товаров, в связи с чем обоснованно признали доказанным нарушение Комитетом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное в целях его реализации предписание соответствуют положениям действующего законодательства, являются правильными.
Отклоняя доводы Комитета о совершении им всех зависящих от него действий по демонтажу НТО, суды правильно указали, что направление в адрес ООО "Сато" и ООО "ПенсионТурБайкал" уведомления о демонтаже НТО в добровольном порядке, не являются доказательствами принятия заявителем всех исчерпывающих мер по соблюдению антимонопольного законодательства. Доказательства принятия Комитетом реальных мер по обеспечению требований Закона о защите конкуренции не представлены.
Из материалов дела следует, что обязанность по демонтажу НТО возникла еще в конце 2020 года (с учетом уведомления хозяйствующих субъектов о добровольном демонтаже) и с учетом неоднократного продления срока исполнения предупреждения (до 31.03.2022) суды обоснованно указали, что возможность исполнения предупреждения с целью прекращения выявленных признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, у заявителя имелась.
Ссылка заявителей на то, что на демонтаж НТО был объявлен мораторий, судами правомерно была отклонена, поскольку согласно протоколу совещания по вопросу "О приостановлении сноса нестационарных торговых объектов до конца 2022 года" от 31.05.2022 приостановление сноса НТО носит рекомендательный характер. Нормативный правовой акт на соответствующем уровне, предусматривающий такие мероприятия, не принимался.
Следует отметить, что при принятии решения и предписания антимонопольным органом учитывалось отсутствие у ООО "Сато" и ООО "ПенсионТурБайкал" заключенных договоров на размещение НТО и неравные условия их деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; оспариваемые ненормативные правовые акты Управления направлены на соблюдение Комитетом требований Закона о защите конкуренции, целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судами норм материального и процессуального права, на которые ссылаются заявители кассационной жалобы. Доводы заявителей кассационной жалобы и иное толкование ими действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2023 года по делу N А19-17206/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суды установили, что в отсутствие заключенных договоров под размещение НТО, бездействие Комитета создает для ООО "Сато" и ООО "ПенсионТурБайкал" необоснованные и незаконные преимущества, при которых указанные лица поставлены в неравные, более выгодные условия деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты на соответствующем рынке розничной продажи товаров, в связи с чем обоснованно признали доказанным нарушение Комитетом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
...
Из материалов дела следует, что обязанность по демонтажу НТО возникла еще в конце 2020 года (с учетом уведомления хозяйствующих субъектов о добровольном демонтаже) и с учетом неоднократного продления срока исполнения предупреждения (до 31.03.2022) суды обоснованно указали, что возможность исполнения предупреждения с целью прекращения выявленных признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, у заявителя имелась."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2023 г. N Ф02-3308/23 по делу N А19-17206/2022