город Иркутск |
|
18 июля 2023 г. |
Дело N А19-14348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курочкиной И.А.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Деткова И.В. (доверенность от 09.01.2023, паспорт), федерального государственного казенного учреждения "Управление лестного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Дмитрова А.Ю. (доверенность от 25.01.2023, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лестного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2023 года по делу N А19-14348/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, г. Иркутск, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773, г. Москва, далее - учреждение, ответчик) о взыскании долга в размере 25 909 рублей 90 копеек за период с 01.01.2019 по 30.04.2021, неустойки в размере 9 844 рубля 15 копеек, расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, г. Москва, далее - ФГБУ "ЦЖКУ", третье лицо).
Решением Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 02 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года, иск удовлетворен.
Учреждение в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что заявитель жалобы является ненадлежащим ответчиком, поскольку все полномочия по обеспечению предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ".
Третье лицо в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО), неустойки за нарушение сроков оплаты.
Как следует из материалов дела, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Иркутской области (Зона 2 - Юг).
В собственности Российской Федерации находятся объекты недвижимости, расположенные в Иркутской области по адресам: Усольский р-н, с. Мальта, ул. Разведочная, д. 21 (кадастровый номер 38:16:000032:633); Усольский р-н, с. Мальта, ул. Разведочная, д. 21 (кадастровый номер 38:16:000032:634); Шелеховский р-н, пос. Чистые Ключи, В/Г N 2 (кадастровый номер 38:27:000000:2248). Указанные объекты недвижимости переданы в оперативное управление ответчику.
По утверждению регионального оператора, им оказаны потребителю услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 по апрель 2021 года. Неисполнение ответчиком обязанности по их оплате послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из обоснованности заявленных требований к учреждению как законному владельцу объектов недвижимого имущества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для судебных актов в обжалуемой части.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются обязательными для сторон. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
Поскольку заявка в адрес регионального оператора ответчиком в отношении спорных зданий не направлена, типовой договор собственником ТКО не подписан, мотивированный отказ от его подписания региональному оператору не направлен (пункт 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156)), суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о возникновении между сторонами спора обязательственных правоотношений по оказанию услуг на вывоз ТКО.
В силу положений статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ фактически оказанные услуги по обращению с ТКО подлежат оплате.
Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности факта оказания региональным оператором в спорный период услуг по обращению с ТКО, образовавшихся в деятельности ответчика (потребителя).
Спор по объему оказанных услуг между сторонами отсутствует. Разногласия состоят в определении лица, обязанного оплатить услуги по обращению с ТКО.
Поскольку спорные объекты недвижимости находятся в оперативном управлении учреждения, судами сделаны обоснованные выводы о том, что в рассматриваемом случае обязанность по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО лежит на ответчике.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что третье лицо ФГБУ "ЦЖКУ" обеспечивает предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, не свидетельствует о возникновении у названного лица обязанности по оплате услуг регионального оператора в отсутствие соответствующего договора с ООО "РТ-НЭО Иркутск". Судами установлено, что спорные объекты недвижимости не включены в подписанный между истцом и третьим лицом контракт на оказание услуг с обращением с твердыми коммунальными отходами N 864889-2019 от 24.12.2019 (т. 2, л.д. 73-101).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Иная оценка заявителем жалобы установленных обстоятельств и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки. Изложенные в жалобе доводы повторяют приведенную при рассмотрении дела правовую позицию ответчика и, несмотря на ссылку на нарушение норм права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2023 года по делу N А19-14348/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются обязательными для сторон. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
Поскольку заявка в адрес регионального оператора ответчиком в отношении спорных зданий не направлена, типовой договор собственником ТКО не подписан, мотивированный отказ от его подписания региональному оператору не направлен (пункт 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156)), суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о возникновении между сторонами спора обязательственных правоотношений по оказанию услуг на вывоз ТКО.
В силу положений статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ фактически оказанные услуги по обращению с ТКО подлежат оплате."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2023 г. N Ф02-3376/23 по делу N А19-14348/2022