г. Чита |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А19-14348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Венедиктовой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2023 года по делу N А19-14348/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046) к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773),
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Жилищно-коммунальная служба N 20 (г. Иркутск) (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745) о взыскании 35 754,05 руб., 30 000 руб. судебных расходов.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (в лице филиала Шелеховское лесничество МО) с требованием о взыскании 247 695, 43 руб. основного долга за оказанные в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки в размере 97 551,84 руб. за период с 12.02.2019 по 20.06.2022, а также 30 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда, принять по делу судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчик является некоммерческой организацией, учрежденной Министерством обороны Российской Федерации и реализует свою специальную правоспособность, осуществляя уставную деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, в том числе через свои филиалы. Таким образом, Учреждение ограничено Уставом в своей специальной правоспособности, равно как и доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств. Вместе с тем, при принятии судебного акта, Арбитражный суд Иркутской области не принял во внимание структурные особенности Министерства обороны Российской Федерации. Указывает, что в соответствии с Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента военного имущества 3 марта 2017 года N 607, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации одним из основных видов деятельности относится ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации являются сбор, обработка и утилизация отходов.
Истец и третье лицо, представили отзыв на апелляционную жалобу.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "РТ-НЭО Иркутск" является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2 - Юг), по результатам конкурсного отбора и на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 N 318 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)" и законодательства Российской Федерации.
Территориальные зоны утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 N 47-мпр.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: город Иркутск, Ангарское городское муниципальное образование, город Тулун, Тулунский район, город Саянск, город Свирск, город Усолье-Сибирское, город Черемхово, город Зима, Балаганский район, Жигаловский район, Заларинский район, Зиминский район, Иркутский район, Качугский район, Куйтунский район, Ольхонское районное муниципальное образование, Слюдянский район, Усольское районное муниципальное образование, Усть-Удинский район, Черемховское районное муниципальное образование, Шелеховский район, Аларский район, Баяндаевский район, Нукутский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район, Казачинско-Ленский район, Мамско-Чуйский район, Бодайбинский район.
В собственности Российской Федерации находятся объекты недвижимости, расположенные в Иркутской области по адресам:
- Усольский р-н, с. Мальта, ул. Разведочная, д. 21 (кад. N 38:16:000032:633);
- Усольский р-н, с. Мальта, ул. Разведочная, д. 21 (кад. N 38:16:000032:634);
- Шелеховский р-н, пос. Чистые Ключи, В/Г N 2 (кад. N 38:27:000000:2248).
Указанные объекты недвижимости переданы в оперативное управление Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты, информация размещена в газете http://www.ogirk.m/issue-print/292937/ на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется с 01.01.2019.
По утверждению регионального оператора, им в исполнение обязательств, принятых по договору, оказаны потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по апрель 2021 года.
Для оплаты оказанных услуг региональный оператор по утвержденным тарифам выставил потребителю счета-фактуры (универсальные передаточные документы) с января 2019 года по апрель 2021 года.
Неисполнение ответчиком обязательства по договору послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом исковых требований является взыскание стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО.
Отношения сторон регулируются публичным договором возмездного оказания услуг, главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательством в сфере обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Поскольку в соответствии с указанной нормой подлежит заключению договор на оказание услуг, то отношения сторон по договору также регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу положений пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, возлагается на собственников твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Ежемесячная стоимость услуг регионального оператора определяется в соответствии с законодательством, исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов в соответствие с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Учитывая, отсутствие в материалах дела доказательств направления ответчиком заявки на заключение договора на иных условиях с приложением сведений о контейнерных площадках и об объеме отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 948260-2020/ТКО от 17.01.2019 считается заключенным.
Рассмотрев исковые требования, суд первой инстанции, установив факт принадлежности ответчику недвижимого имущества на вещном праве, руководствуясь положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства российской федерации от 25 августа 2008 года N 641", пришел к обоснованному выводу о том, что между истцом и ответчиком возникли договорные отношения на условиях типового договора, а также наличия оснований для оплаты ответчиком услуг регионального оператора.
Довод заявителя жалобы о том, что федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, не может быть принят апелляционным судом
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости с. Мальта, ул. Разведочная, д. 21 (38:16:000032:633), с. Мальта, ул. Разведочная, д. 21 (38:16:000032:634), пос. Чистые Ключи, в/г N 2 (38:27:000000:2248), находятся в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выписками из ЕГРП от 22.06.2022.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества.
В этой связи собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
То обстоятельство, что ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, не свидетельствует о возникновении обязанности по оплате услуг регионального оператора в отсутствие соответствующего договора, в отличие от лица, осуществляющего полномочия по владению имуществом, которыми в данном случае является ответчик.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2023 года по делу N А19-14348/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14348/2022
Истец: ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала - Жилищно-коммунальная служба N 20 г. Иркутск.